Шотландский референдум: по-прежнему вместе, но на новых условиях

Шотландия остается в составе Великобритании. Те, кто выступал против независимости региона, празднуют свою победу. Не смог скрыть эмоций и премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, который пугал избирателей тем, что раскол королевства разобьет ему сердце.

Шотландия остается в составе Великобритании. Таковы итоги прошедшего накануне исторического референдума. Те, кто выступал против независимости региона, сегодня празднуют свою победу. Не смог скрыть эмоций и премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, который пугал избирателей тем, что раскол королевства разобьет ему сердце.

Одна из особенностей этого референдума в том, что внешне казалось, что сторонников независимости здесь больше. По крайней мере, они привлекали внимание своей активностью. Их было особенно много на улицах Эдинбурга в ночь на пятницу, и они явно предвкушали скорую победу. Но в результате, эти люди оказались в меньшинстве. 55% участников референдума проголосовали против отделения. Независимость поддержали только в четырех из 32 избирательных округов. Аналитики утверждают, что против активно голосовали в сельских районах. Многие фермеры боялись, что их продукцию в суверенной Шотландии некому будет покупать. С причинами поражения националисты еще будут разбираться, но сам факт проигрыша им пришлось сегодня признать. Лидер кампании за независимость, первый министр Шотландии Алекс Салмонд сегодня заявил о том, что собирается подать в отставку, но не оставляет надежды на победу идеи. "Мы проиграли на референдуме, но Шотландия может продолжить политическую инициативу. Шотландия еще может победить. Мое время как лидера почти истекло, но для Шотландии кампания продолжается, мечта никогда не умрет. Я уйду в отставку, чтобы дать возможность выбрать нового лидера", — говорит он.

В результате референдума Великобритания станет другой. Испугавшись высоких шансов националистов на победу, за неделю до голосования Лондон пообещал предоставить шотландцам максимум полномочий, если они останутся в составе единой страны. Эти обещания теперь придется исполнять. Премьер-министр Дэвид Кэмерон сегодня утром фактически объявил о начале конституционной реформы. Предложения по большей самостоятельности Шотландии в сфере налогообложения и расходов должны быть согласованы к ноябрю этого года и опубликованы в январе. При этом, как обещает премьер-министр, будут учтены не только интересы шотландцев, но также и других частей страны: Северной Ирландии, Уэльса и самой Англии. Фактически речь идет о более серьезной федерализации.

Кэмерон благодарил тех, кто голосовал против независимости. Он также обратился к тем, кто выступал за выход из состава Великобритании. Заявил, что их мнение правительством услышано. Он призвал их принять участие в совместном реформировании политической системы страны. Вопрос о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства снят с повестки дня как минимум на долгие годы. Во всяком случае, националисты о повторном референдуме не говорят. До организации голосования они внимательно изучали опыт Канады, где во французской части такие плебисциты проводились дважды и оба раза закончились ничем. За ходом голосования в Шотландии внимательно следили международные наблюдатели. Пока не известно о каких бы то ни было претензиях с их стороны.

Результатов референдума ждали не только в Лондоне, но и в других европейских столицах. Особенно в тех странах, где есть регионы, заявляющие о своем праве на самоопределение. Фламандские националисты в Брюсселе минувшей ночью выражали свою солидарность с шотландцами. В самом Эдинбурге было много представителей Каталонии, региона, который настаивает на проведении такого же референдума о выходе из состава Испании.

Задолго до голосования было очевидно, что этот референдум не пройдет без последствий вне зависимости от его результата. Причем не только для Великобритании, где остался открытым вопрос, каким будет теперь Соединенное Королевство. Несмотря на это, политики в Лондоне вздохнули сегодня с явным облегчением. Не допустить распада Великобритании им в итоге удалось.