Еженедельная программа "Вести.net" от 21 сентября 2014 года

Привет, планета! Это программа Вести.net. Сегодня из студии, потому что, извините меня, я простыл и сил особенно разъезжать нет. Это, кстати, не просто необязательные заметки о себе. Уже много лет Google поддерживает такой инструмент, как Google Flu Trends.

Привет, планета! Это программа Вести.net. Сегодня из студии, потому что, извините меня, я простыл и сил особенно разъезжать нет. Это, кстати, не просто необязательные заметки о себе. Уже много лет Google поддерживает такой инструмент, как Google Flu Trends — Google-грипп то есть. По частоте запросов про симптомы и лекарства поисковик показывает начало сезонной эпидемии. И вот как гриппозная карта мира выглядит сейчас: болеем мы, ЮАР и Австралия. Вот видите, как в середине сентября поползла вверх кривая.

Ладно, программа все же не об этом. Главная новость недели, а точнее ожидание новости — предстоящее 22 сентября обсуждение работы Рунета в чрезвычайных ситуациях. На тот случай, если злая сила Рунет от глобального Интернета захочет отключить, планируется подготовиться: чтобы хотя бы внутри страны Сеть работала. Это нелегко, потому что связность нашего сегмента не полная, а многие ресурсы расположены за рубежом. Кроме того, рассматривается возможность передачи роли администратора доменов от некоммерческой организации КЦ — Координационный центр — государству. Будем надеяться, что все это как объект гражданской обороны, бомбоубежище – вещь нужная, но, слава Богу, невостребованная. Хотя отношения между государствами в Сети и без того вещь не самая мирная.

Конгресс США обвиняет Китай в организации хакерских атак на Пентагон. Согласно документам, опубликованным комитетом Сената по делам Вооруженных сил США, за прошлый год хакеры совершили около 20 атак на компании, выполняющие заказы Пентагона, девять из которых оказались успешными.

Вернемся в Россию — к самому большому событию недели, а то и месяца в отечественном интернет-бизнесе. Mail.ru полностью поглотил соцсеть "ВКонтакте". Mail.ru Group приобрела 48 процентов социальной сети "ВКонтакте" за 1,47 миллиарда долларов. Если приплюсовать уже имеющиеся в активах компании 52 процента соцсети, то получается, что теперь Mail.ru Group будет контролировать 100 процентов "ВКонтакте". Попробуем восстановить картину поглощения социально сети, как это выглядело для стороннего наблюдателя.

Впервые Mail.ru получил долю в соцсети "ВКонтакте" благодаря Юрию Мильнеру. Его фонд DST, владевший долей в питерской компании, в 2010 году стал собственником 99,9 процента Mail.ru. В дальнейшем на базе компании был создан холдинг Mail.ru Group, который стал контролировать все российские активы компании, в том числе, 25 процентов "ВКонтакте" и еще один пакет в 7,5 процента.

Летом 2011 года компания приобрел еще 7,5 процентаакций соцсети. Дальше началась борьба: Дмитрий Гришин в интервью "Форбсу" заявил, что Mail.ru Group собирается поглотить "ВКонтакте". В ответ Павел Дуров заявил, что соцсеть не продается и сопроводил ответ своей фотографией с поднятым средним пальцем. Чуть позже вокруг" ВКонтакте" начали разгораться криминальные скандалы, в частности, недоказанная и непонятная история с наездом автомобиля Дурова на полицейского, из-за которой Павлу пришлось уехать из страны.

Тогда в борьбу за компанию вступила третья сила. В 2013 году фонд UCP Ильи Щербовича купил 48 процентов акций у акционеров "ВКонтакте" Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева. Сумма сделки тогда не разглашалась, но, по слухам и догадкам, она составила примерно 900 миллионов долларов.

В декабре 2013 года Павел Дуров продал свою долю в 12 процентов акций генеральному директору "Мегафона" Ивану Таврину, который буквально через три месяца — в марте 2014 года — перепродал этот пакет Mail.ru Group. И это, по сути, был еще один шаг по поглощению компании. Все это время с весны 2013 года соцсеть "ВКонтакте" и ее основателя преследуют судебные разбирательства и скандальная шумиха в прессе.

И вот наступает 16 сентября, когда стороны наконец-то договариваются. Mail.ru Group покупает оставшиеся 48 процентов у фонда UCP почти за полтора миллиарда долларов. При этом нынешняя сделка положит конец всем судебным тяжбам между фондом UCP, Mail.ru и Павлом Дуровым, следует из сообщения Mail.ru Group.

Известно, что раньше UCP предъявлял претензии к Дурову за то, что, будучи гендиректором "ВКонтакте", он параллельно развивал собственный проект — мессенджер Telegram. UCP предлагал вернуть Telegram во "ВКонтакте", а пока шли разбирательства, фонд выкупил три американские компании, на которые была зарегистрирована часть активов мессенджера, у партнера Дурова Акселя Неффа.

Теперь же, как следует из официального сообщения Mail.ru Group, каждый получил свое. Mail.ru — вожделенных пользователей: вместе с "ВКонтакте" ежемесячная аудитория Mail.ru Group составит 92 миллиона человек. UCP получил денежное удовлетворение. Получается, что Илья Щербович на сегодняшней продаже 48 процентов акций "ВКонтакте" за 1,47 миллиарда долларов "заработал" примерно половину миллиарда за полтора года. Это, конечно, если слухи верны.

А Павел Дуров "приветствует завершение судебных претензий в отношении мессенджера Telegram и передачу американских компаний под его контроль". Дуров также отзывает свои претензии к UCP.

Судя по всему, речи о возвращении Павла Дурова, пусть даже на номинальный пост архитектора, больше не идет. Впрочем, руководство Mail.ru уже заявило, что объединять "ВКонтакте" и "Одноклассников" не будет. С другой стороны, у Mail.ru уже три соцсети – есть еще "Мой мир", и вот из него прямо на днях ушел руководитель. Это может быть совпадением, а может — признаком того, что как раз "Мой мир" с "Одноклассниками" можно было бы и объединить.

Еще один большой перезапуск в Рунете: Яндекс выкатил новую версию своего стримингового сервиса Яндекс.Музыка.

"Яндекс" обновил свой музыкальный сервис. Главной особенностью новой "Яндекс. Музыки" стала система персональных рекомендаций. Теперь сервис умеет анализировать музыкальные предпочтения пользователя и будет ежедневно выдавать ему список с новыми песнями, подобранными специально под его вкус. С его помощью можно будет познакомиться с музыкой, которую слушают друзья по социальным сетям "ВКонтакте" и Facebook (запрещена в РФ), а также узнать о важных музыкальных новинках.

Во многом новая функция похожа на возможности популярного сервиса last.fm. Такой рекомендованный плей-лист дня будет бесплатным, то есть, в мобильном приложении он будет работать и без подписки на "Яндекс. Музыку", но будет ограничен 2-4 часами прослушивания в день. Обновилась и наиболее популярная среди пользователей бесплатная веб-страничка сервиса, а обновления мобильных клиентов для Android и iOS произойдет в ближайшее время.

"Мы научились и будем продолжать учиться, но научились в существенной мере отвечать на вопрос пользователя "А что бы мне послушать?" или "А что бы новенького мне найти, какой бы новенькой музыки мне послушать?", — рассказывает руководитель сервиса "Яндекс. Музыка" Константин Воронцов. — Это основное изменение. За ним стоит большое количество алгоритмов, за ним стоит провязка с социальными сетями. То есть, пользователь может слушать не только музыку, которая лично ему рекомендуется, но и быстро узнавать, что нравится и что новенького в музыкальном мире его друзей. Может узнавать, что вообще актуально в музыке в интересующих его направлениях в окружающем мире".

"Яндекс. Музыка" давала рекомендации и до этого, но их список был ограничен лишь самыми популярными исполнителями. Такой подход компанию не устраивал. Как оказалось, самых популярных артистов слушают менее 10 процентов пользователей сервиса, а этих пользователей у "Яндекс. Музыки" уже больше 10 миллионов. И, как выявила статистика компании, определить, какое-то одно, пусть и общее музыкальное направление, которого придерживается среднестатистический пользователь сервиса, практически невозможно. Следовательно, решать проблему в лоб смысла не имеет, необходимо находить решение, удовлетворяющее пользователя персонально.

"Мы хотим не только подсказывать — мы хотим человека приближать к тому контенту, который советуем, — поясняет руководитель медиа-сервисов "Яндекс" Дмитрий Степанов. — Поэтому мы не просто рекомендуем музыку — мы даем ее тут же послушать и добавить в библиотеку. Мы не только советуем какие-то мероприятия — мы даем возможность купить на них билеты".

Но, несмотря на все усилия "Яндекса", стриминг музыки все еще не приносит прибыли. Российские пользователи до сих пор предпочитают хоть и не совсем легальную, но куда более обширную музыкальную библиотеку "ВКонтакте". Именно по этой причине "Яндекс" и пытается привлечь пользователя всеми возможными способами. Например, облегчает поиск новой музыки при помощи рекомендаций.

Пока неизвестно, окупится ли такое решение. Во многом это зависит от оборота пиратского медиа-контента. С момента вступления в силу нового антипиратского законодательства ситуация практически не изменилась. Полнота музыкальных запросов "ВКонтакте" упала лишь на 0.5 процента — с 99 до 98,5. Иными словами, во "ВКонтакте" практически нельзя не найти искомую музыку. То есть, несмотря ни на что, на "ВКонтакте" просто больше песен, чем во всех легальных музыкальных стриминг-сервисах вместе взятых.

"Ни один стриминговый сервис в прибыльную модель не вышел, — констатирует Константин Воронцов. — При этом сама стриминговая модель кажется существенно более перспективной. Например, прошедший 2013 год был достаточно значимым с точки зрения истории того, как будут строиться модели в музыкальной индустрии. Почему? Потому, что впервые за все время существования iTunes объем продаж треков — не альбомов, треков — iTunes снизился. Причем, на довольно приличную цифру — в районе 6 процентов. При этом стриминговые сервисы по размеру аудитории, по объему выручки растут на десятки процентов в год даже на устоявшихся рынках. На развивающихся, понятно, еще быстрее. В сервисе "Яндекс. Музыка" тренд в сходимости расходов и доходов мы видим. Он не сойдется завтра, и в следующем году тоже не сойдется, но тренд такой существует".

Понятно, почему им занялись: веб-страница была просто недостойной такой компании, как Яндекс. Она фактически не менялась лет семь. Мобильные приложения, особенно для iOS, тоже давно не переделывали, и у меня лично это была чуть не самая глючная программа на айфоне. Так что я радуюсь – новое приложение не падало еще ни разу.

Есть еще один момент. Яндекс Музыка — первый запуск, именно запуск, с тех пор, как на место главы направления медиасервисов пришел Дмитрий Степанов, до того работавший в "Рамблер-Афише". Более того, он участвовал в последней попытке оживить многострадальный Рамблер. Тогда новостную часть сделали автоматически персонализирующейся. Яндекс. Музыку тоже обновили в первую очередь персонализацией.

Музыкой тут, очевидно, не закончится, тем более, что стоило Степанову и его команде перейти в Яндекс, как тут же был приобретен Кинопоиск. Правда, сам Дмитрий уверяет, что это совпадение.

Что у нас еще глобального? Android начал завоевательный поход на страны, где жителей много, а денег — не очень. Клиенты всякие нужны. В Индии начали продаваться телефоны на платформе Android One. Пока что свои аппараты представили три местных производителя — Micromax, Spice и Karbonn, специализирующиеся на выпуске недорогих устройств.

Платформа, анонсированная летом на конференции Google I/O, предназначена для развивающихся стран. Основная идея – попытаться совместить, кажется, несовместимое. С одной стороны, дать в распоряжение пользователя последнюю версию Android, на протяжении нескольких лет оперативно снабжая его новейшими обновлениями. С другой – телефон должен быть максимально дешевым.

Все телефоны, представленные в Индии, соответствуют этим критериям. Стоят они в районе 100 долларов, и уже скоро в числе первых получат обновление до последней версии мобильной операционной системы Google, пока что носящей кодовое имя Android L. Стоит отметить, что в основе аппаратов – один из самых недорогих на данный момент чипсетов производства компании Mediatek.

Индия в качестве старта выбрана не случайно – эта страна второй после Китая крупнейший рынок сотовой связи. При этом, в отличие от Поднебесной, уровень проникновения смартфонов там невелик. Есть и еще одно отличие: Китай буквально завален дешевыми телефонами на модифицированном Android, который, к тому же, создан на основе далеко не самых свежих версий этой операционной системы. А именно этого и стремился избежать Google, запуская платформу Android One. Видимо, в компании решили, что в Индии проще начать с чистого листа, обеспечив пользователя чистым Android – все обновления будут идти напрямую от Google.

Есть и еще один нюанс. Выходя на индийский рынок, Google пытается занять место, ставшее вакантным после ухода Nokia. Место дешевых кнопочных телефонов должны занять столь же недорогие смартфоны. Это огромный рынок, который и пытается занять интернет-гигант.

Отметим, что, несмотря на новую инициативу, Google не собирается отказываться от Nexus – эталонной линейки устройств, создаваемой совместно с ведущими производителями электроники. Параллельно в разработке находится другой похожий проект – Android Silver. Пока что подробностей не так много. Известно лишь, что, несмотря на множество пересечений с концепцией Nexus, сами производители получат чуть больше свободы в вопросах кастомизации, да и самих производителей будет больше.

Тут интересно вот что: одним из самых больших недостатков Android считают фрагментацию: уж больно много на нем разных аппаратов. Поздравляем, теперь есть еще One, который грозит стать очень распространенным.

И еще один анонс, а точнее — утечки о нем. Windows подходит к концу первого десятка. Встречаем.

Презентация новой — девятой — версии операционной системы Windows состоится 30 сентября 2014 года в Сан-Франциско. Об этом стало известно из приглашений, которые корпорация Microsoft разослала американской прессе. Полноценный релиз обновленной операционки, также известной под кодовым названием Treshold, ожидается в начале 2015 года. А после презентации, скорее всего, компания представит бета-версию системы, доступную для разработчиков программ и приложений.

Между тем, в Сети ранее появилось сразу несколько утечек с информацией об интерфейсе и общем устройстве девятой Windows. В Сеть утекли скриншоты тестовой сборки, а затем и видеоролик, на которых можно увидеть, что на свое привычное место в нижний левый угол вернулась кнопка "Пуск" с полноценным меню и динамическими плитками. При том поведение меню "Пуск" можно будет опционально настроить и на режим, аналогичный Windows 8, что, вероятно, будет более удобно и привычно для пользователей планшетов с тач-скрином. И это, наверное, самая большая работа с интерфейсом, которая была проделана компанией над уже набившей оскомину проблемой кнопки "Пуск". И фактически с третьего раза компания, похоже, возвращает этот элемент, к слову, с 20-летней историей, именно в том виде, в котором его так ждут.

Также в девятой версии Windows появится центр уведомлений на панели задач и возможность создания сразу нескольких виртуальных рабочих столов на одном экране. Судя по видеоролику, специальный значок для создания и управления виртуальными рабочими столами будет расположен рядом с кнопкой "Пуск" на панели задач.

Переключение между столами, каждый из которых имеет собственные открытые приложения, осуществляется быстро и просто. По крайней мере, на видео это происходит быстро. Причем, наведя курсор на миниатюру рабочего стола, пользователь сможет увидеть все открытые в нем программы и при необходимости закрыть их.

На очереди — просмотр короткого, но яркого видеоролика: "Фишка недели".

Итоговая программа Вести.net вернется в следующие выходные. Не забываем про ежедневные короткие выпуски и радиоприложение — передачу "Интернет-кафе "Собака", которая выходит на "Вести-ФМ" по воскресеньям в 17 часов. Планета, пока!