Международный форум в Сочи, который некоторое время назад переименовали из экономического в инвестиционный, — это ярмарка регионов: от северного Ямала с его белыми медведями до вечно напористого Татарстана с его новым "Иннополисом", не говоря уже о новом российском Крыме и, конечно же, регионе-хозяине Кубани, где предлагают не останавливаться на Олимпиаде и продолжить вкладывать, тем более что на подходе теперь уже и "Формула-1". Но кто будет вкладываться? На одном из стендов — флаги стран "большой восьмерки". Из азиатов — только японцы. Теперь в российской орбите азиатов намного больше. Этому новому балансу во многом и была посвящена речь на форуме премьер-министра Дмитрия Медведева.
- Дмитрий Анатольевич, вы сказали о новейшей децентрализации власти, но читается еще, что вы хотите сократить бюрократию. Вы этого не произнесли, но это имелось в виду. Продолжится ли тенденция к сокращению количества министерств и ведомств в связи с упразднением Минрегионразвития, " Рособоронпоставки" и "Рособоронзаказа"?
- Сокращения должны быть разумными, а не ради сокращения. Мы пришли к выводу, что эти три ведомства не нужны. Я пришел к президенту с этим предложением, и он с этим согласился — их ликвидировали. Если мы почувствуем, что какие-то другие ведомства отжили свое и более не нужны, мы от них избавимся. Но в ближайших планах этого нет.
- То есть структура правительства пока остается прежней?
- Да. Однако хочу отметить, что правительство — живой организм, его структура может меняться в зависимости от тех задач, которые оно выполняет. Мы занимаемся Крымом, создали специальное министерство, и чтобы ни говорили другие коллеги, считаю, что это правильно, потому что это коллектив людей, задача которого — непосредственно заниматься крымскими проблемами.
- У нас также есть Министерство по Дальнему Востоку. Будет Министерство по Сибири, по Уралу?
- Теоретически это возможно. Хотелось бы, чтобы эти три министерства зарекомендовали бы себя как хорошие и эффективные механизмы по управлению территориальными проблемами.
- Не все поняли, когда вы сказали, что Крыму и Севастополю отдано много из тех полномочий, которые в обычной жизни делают федеральные органы на месте. Что это за полномочия?
- Все что угодно, включая вопросы надзора за трудом, за санитарно-эпидемиологической ситуацией.
- То есть в обычной жизни это федеральный чиновник на месте делает, а здесь вы отдали полномочия властям на местах?
- В обычной жизни, да. Мы считаем, что этот эксперимент — надо посмотреть, какие он принесет результаты, — может тиражироваться и в другие регионы, потому что федеральных госслужащих в регионах очень много, их точно нужно сокращать.
- Этот вопрос меня попросили задать предприниматели из Азии и Латинской Америки, которым российские власти предлагают занять место европейцев на нашем рынке. Они говорят: мы сейчас придем, а русские через месяца три договорятся с европейцами, мы станем не нужны. Возможен такой вариант?
- Мы же приличные люди. Если мы о чем-то договоримся, мы будем исполнять те контракты, которые у нас существуют, в том числе с нашими латиноамериканскими партнерами. А также с азиатскими. Те, кто будет готов вернуться, сможет вернуться только на ту долю, которая останется, не более того.
- Как вы полагаете, сможем ли мы договориться с европейцами?
- Рано или поздно договоримся. Это же совершенно очевидно. Санкции не продолжаются бесконечно. Но в те ниши, которые будут в нашей экономике уже заняты нашими производителями, на что мы очень надеемся, либо другими иностранными производителям, европейские партнеры вернуться не смогут. Это та цена, которую Европе придется заплатить.