"Авроре" не дали зацепиться мачтой за мост

В Петербурге – исторический момент: легендарный крейсер "Аврора" покинул место стоянки у Петроградской набережной, где был пришвартован еще в 1948 году. Корабль оправился на ремонт. Ради такого события было перекрыто автомобильное движение по трем мостам через Неву и части Петроградской набережной.

21 сентября в Петербурге — исторический момент: легендарный крейсер "Аврора" покинул место стоянки у Петроградской набережной, где был пришвартован еще в 1948 году. Теперь корабль-музей оправился на ремонт. Ради такого события было перекрыто автомобильное движение по трем мостам через Неву и части Петроградской набережной.

Кажется, происходит что-то нереальное: крейсер "Аврора" покидает место вечной стоянки на Петроградской набережной, а ведь многие даже в Петербурге до конца не верили в то, что это возможно: были убеждены, что легендарный крейсер не на плаву, а в бетоне — вроде памятника, на подводном пьедестале.

Буксир тянет "Аврору" по одной из самых быстрых рек в Европе. Пожалуй, лишь невозможность передвигаться на собственном ходу — единственное, что отличает крейсер от действующего корабля, что, впрочем, не мешает ему до сих пор символично оставаться в боевом составе и реально называться кораблем номер один Балтийского флота.

Прогулкой по Неве, пожалуй, никого не удивишь. Прогулка по Неве на "Авроре" — такое бывает раз в несколько десятилетий.

На гранитных набережных — тысячи людей. Несмотря на воскресенье, проснулись ни свет ни заря. Как пропустишь такое?

В последний раз — это был еще Ленинград — город такую картину видел в 1984-м, когда "Аврору" уводили на капитальный ремонт, и спустя три года, когда корабль возвращался из дока. Потом многие говорили: "Аврора", дескать, уже ненастоящая. Впрочем, что такого? Тогда прогнившую за восемьдесят лет подводную часть корпуса воссоздали заново.

Одно уникальное зрелище дополняется другим: крылья петербургских мостов, которые разводят только ночью, взмыли над водной гладью в разгар дня. Проход под первым — Троицким — одна из самых сложных частей операции. Тридцать лет назад "Аврора" задела мачтой за пролет Дворцового моста. Чтобы история повторилась, а инцидент — нет, реи на крейсере развернули вдоль корпуса.

"Аврора" проходит между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом. Как же здесь не вспомнить про легендарный выстрел в октябре 1917-го? Легендарный — от слова "легенда". Даже табличку на баковом орудии, об этой легенде повествовавшую, уже сняли. 25 октября на "Авроре", только пришедшей из ремонта, и боезапаса-то не было. Крейсер дал холостой залп, призывавший к бдительности, а не послуживший сигналом начал штурма Зимнего.

"Об этом можно прочитать в газете "Правда", которая вышла через два дня после революции. И было открытое письмо экипажа "Авроры" за подписью ее первого комиссара Белышева о том, что крейсер не участвовал в штурме Зимнего дворца и моряки революционного крейсера не производили артиллерийского обстрела центра города, о котором говорили, что много разрушений было", — пояснил Игорь Кудрин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ.

Кадры, которые многие сегодня принимают за хронику, сняты спустя десять лет великим Эйзенштейном для фильма "Октябрь". За границей его знают под названием "Десять дней, которые потрясли мир". Красивое, пусть экзальтированное и не совсем правдивое повествование о событиях 1917 года.

А это уже другая главная роль "Авроры" — кинолента "Крейсер "Варяг", 1946 год. Корабль, как настоящий актер, загримирован: переделали надстройку и добавили четвертую трубу.

Так чем же была "Аврора" для советского человека? Не так много тогда рассказывали об участии в Цусимском сражении, хотя бронепалуба по сей день хранит следы попавших снарядов, о расчистке минных заграждений в Первую мировую войну, о защите Ораниенбаума (Жуков скажет потом, если бы мы его сдали, мы бы сдали Ленинград) в Великую Отечественную. Позже — учебный корабль Нахимовского училища и мечта ленинградских школьников, с трепетом ожидавших, когда им повяжут красный галстук.

"В детстве многие были тут. Это символ Петербурга, легендарный крейсер, очень красивый, очень душевный пароход", — сказал заместитель директора ОАО №33-й судоремонтный завод" Александр Богатов.

До советского полумиллиона посетителей на борту в год сейчас, конечно, далеко, но взглянуть на корабль хотя бы одним глазком — часть обязательной программы добросовестного туриста.

"Корабль очень красиво смотрится на Неве, украшает окружающее пространство. И хоть мне не нравится война, но очень нравится корабль, он привлекает людей. Мне кажется, это очень хорошо — иметь такой символ в Петербурге, но пусть военный корабль символизирует все же не войну, а мир", — подчеркнул турист из Ирана Атия Хатиби.

Непривычно будет выглядеть Петроградская набережная без трехтрубного силуэта. Кто больше всего будет жалеть о долгосрочной командировке корабля? Конечно, продавцы сувениров.

Проходим последнюю разводную переправу. За кормой невские мосты начинают складывать крылья, возвращая город к привычной жизни. Корабль — на пути к Кронштадту. Примерно в эти дни 101 год назад "Аврора" возвращалась с успешных ходовых испытаний. Потом было много поломок, ремонтов. А иначе быть не могло. Серия из трех кораблей была новым словом, революцией в военном судостроении.
Первая телефонная связь, первая стиральная машина, первый электрический привод руля... Вручную его нужно было поворачивать вшестером.

Первый этап ремонта должен закончиться в декабре, и "Аврора" вернется на Петроградскую набережную. Не так давно депутаты Законодательного собрания Петербурга обсуждали вопрос о включении "Авроры" в число официальных символов города, но проголосовали "против". Впрочем, самому крейсеру нет дела до такой суеты. Он давно уже стал реальным символом Северной столицы. А нам остается — раз уж корабль сохранился до наших дней — беречь и хранить.