День без автомобиля не получился. Реплика Максима Кононенко


фото ИТАР-ТАСС

Москва вот уже в седьмой раз присоединилась к Всемирному дню без автомобиля. Дню, когда полагается оставить дома свою машину и идти на работу пешком.

Москва вот уже в седьмой раз присоединилась к Всемирному дню без автомобиля. Дню, когда полагается оставить дома свою машину и идти на работу пешком. Или ехать на велосипеде. Или еще на чем-нибудь, из чего не идет дым — на сегвее, например. Или на ультрамодном родстере "Тесла", раз уж с Ё-мобилем у нас так и не получилось.

Что ж, дело это, конечно, хорошее. Но есть у нашего, российского Дня без автомобиля один существенный недостаток — его почти никто из нас не замечает. В Рейкьявике, например, граждане действительно оставляют свои автомобили. В Ла-Рошели или в Толедо действительно едут на велосипедах. Но только не в Москве и не в Санкт-Петербурге.

Справедливости ради надо сказать, что городские власти это давно уже понимают. Именно поэтому все сопутствующие Дню без автомобиля мероприятия, например, вело-карнавал или не-авто-шоу, проводимые столичным правительством, состоялись не в понедельник, а в воскресенье, когда людям не надо было ехать на работу, а можно было покататься в парке на велосипеде.

Как только настал понедельник, все вчерашние велосипедисты сменили двухколесных коней на четырехколесных и отправились в свои привычные пробки по дороге на службу.

Нет, это происходит не потому, что мы с вами несознательные. И не потому, что нам с вами наплевать на окружающую среду. Просто Москва и Питер — не Рейкьявик, и не Толедо.

Я, может быть, и рад был бы оставить свою машину и идти на работу пешком. Но от моего дома до моей работы 35 километров. Со средней скоростью пешехода в 5 километров в час я дошел бы до работы за 7 часов чистого времени. И еще 7 часов на дорогу назад. И это для Москвы довольно обычное дело. Здесь довольно редко работают на расстоянии пешей доступности.

Я мог бы поехать на велосипеде и наверняка бы добрался до работы быстрее, но это только в том случае, если бы у меня получилось доехать. И меня не сбил бы на Третьем транспортном кольце какой-нибудь большегрузный автомобиль. Или просто не облили бы грязью.

И хотя выделенных велосипедных дорожек в Москве за последние годы сильно прибавилось, они все равно не ведут от моего дома до моей работы. Они ведут вообще непонятно откуда непонятно куда. Они подобны печально известному столичному монорельсу, который ни для чего. Велодорожки в Москве существуют лишь для прогулок, но не для перемещений.

Остается еще вариант с общественным транспортом. Да, я один мог бы доехать и на метро. Но на дороги Москвы ежедневно выезжает несколько сотен тысяч машин, в которых едет никак не меньше миллиона человек. И, представьте себе, как весь этот миллион людей внезапно решит поехать на метро, которое и так за сутки перевозит восемь миллионов человек. Картина получится страшная.

А добавьте сюда развоз детей по школам, а потом развоз детей из школ по домам. Плюс появление в метро большого количества людей, решивших отправиться на далекую работу на велосипеде. Ну, то есть представьте появление этих людей в метро вместе со своими велосипедами.

И это я уже ничего не говорю о тех, кто без автомобиля просто не сможет, даже если захочет — об экстренных службах, мусорщиках, развозчиках продуктов по магазинам и, конечно, тех самых автобусах, на которых решат поехать все те, кто решит принять участие во Всемирном дне без автомобиля. Ведь именно эти категории автомобилей у нас самые старые, грязные и дымящие.

Так что, даже если бы мы все вместе внезапно стали сознательными и захотели сделать воздух нашего города чище, у нас бы попросту ничего не получилось.

Но ведь столичное правительство само подсказало правильный способ! Во-первых, нужно отмечать День без автомобиля не в будний, а в выходной день. Сейчас сопутствующие мероприятия проводятся в воскресенье, но лучше, конечно, в субботу, когда подавляющее большинство горожан отсыпаются после вечера пятницы и решительно никуда не собираются ехать.

А во-вторых, надо все дороги в городе на этот день перекрывать. И общественный транспорт не выпускать тоже. И метро тоже закрыть. И объявить какую-нибудь такую тревогу, чтобы все горожане сидели бы дома. И тогда воздух на улицах города звенел бы своей кристальной чистотой. Хотя мы бы об этом, наверное, не узнали.