Год без Земли


фото EPA

Космонавт Михаил Корниенко и астронавт НАСА Скотт Келли готовятся к годовому полету на МКС. В истории отечественной космонавтики длительные полеты были и раньше. Рекордсмен по пребыванию на орбите космонавт Валерий Поляков. В середине 90-х на станции "Мир" он провел 437 дней.

Космонавт Михаил Корниенко и астронавт НАСА Скотт Келли готовятся к годовому полету на МКС. Cтарт состоится в 2015 году. В истории отечественной космонавтики длительные полеты были и раньше. Рекордсмен по пребыванию на орбите космонавт Валерий Поляков. В середине 90-х на станции "Мир" он провел 437 дней. Длительные экспедиции необходимы ученым для подготовки миссий к другим планетам.

Когда ракета отрывается от стартового стола, начинается новая жизнь – космическая. У тех, кто на борту корабля, – полгода орбитальной работы вдали от дома, у тех, кто на Земле, – полгода ожидания и короткие сеансы связи. Улетать с огромным желанием вернуться в срок, провожать с уверенностью, что все будет хорошо. Провожать маму и не плакать – обещала младшая Елена Серова. 11-ти летняя школьница вмиг стала взрослее – а как иначе, на ближайшие полгода – теперь она дома за главную. "Я обещаю маме, что я буду хорошо учиться, что обязательно буду папе помогать по дому — это обязательно, буду себя хорошо вести", — говорит девочка. Она гордится своей мамой, прошедшей сложный путь, где на каждом шагу надо было доказывать – достойна стать первой россиянкой на борту МКС.
Это 140 запуск по маршруту "Земля – МКС". "Тарханы" — экипаж космического корабля "Союз ТМА-14М". Командир – Александр Самокутяев, бортинженер номер один Елена Серова и астронавт НАСА Барри Уилмор – уже через шесть часов после старта пристыковались к станции, и повели отсчет своей орбитальной жизни. "В космос летают только лучшие, это подготовленные ребята. Они прекрасно себя чувствуют, прекрасно вели себя в данной ситуации и отработали на отлично с плюсом. Мы ожидаем качественную работу, другого быть не может!", — говорит глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Впереди 170 дней космической работы. Ровно столько же до старта дублеров — экипажа корабля "Союз ТМА-16М". В этот пуск они на вторых ролях. Однако, 30 марта 2015 года настанет их звездный час.

"Я не могу видеть свою ракету, поскольку у нас только дублеры выезжают на вывоз ракеты. Само ощущение потрясающее от вывоза ракеты, поэтому у меня только чувство сожаления, если бы можно было посмотреть свой вывоз и постоять со своей ракетой, было бы конечно, лучше", — рассказывает летчик-космонавт Геннадий Падалка.

В марте будущего года, будучи основным экипажем, вывоза ракеты они не увидят. В нише стартового сооружения – на кабине обслуживания Михаил Корниенко вспоминает, как работал здесь в конструкторском бюро общего машиностроения и запускал космонавтов. "Я тут работал шесть лет, конечно, близко. На этой платформе работал, и ракету заправлял", — говорит он.

Старт глазами ракетчиков и глазами космонавтов – совершенно разные впечатления. "Отсюда все это ревет, трясется и дрожит, а в ракете – тихо", — рассказывает Михаил Корниенко.

Многоопытный Геннадий Падалка в свой пятый полет поведет к старту Михаила Корниенко и астронавта НАСА Скотта Келли. В сентябре 2015 Падалка вернется на землю. А Михаил и Скотт проведут на орбите календарный год, и вернутся в 2016-м – как раз к 55-летию полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина. "Если честно, я бы хотел слетать два раза по полгода еще, но не один раз на год. Это сложнее и процесс восстановления, много причин", — говорит Падалка. По его словам, годовая экспедиция – миссия непростая. Особенно по медицинским показателям. Сил на такой полет надо много, да и подготовка отличается. Основная цель этого полета — большая медицинская программа перед предстоящими крупными проектами — лунными, марсианскими.

Для отечественной космонавтики такие экспедиции не в новинку. Первым был космонавт Юрий Романенко. На станции "Мир" он проработал 326 суток, почти весь 1987 год. Муса Манаров и Владимир Титов результат улучшили. Улетев на станцию "Мир" в канун нового 1988-го года, вернувшись на Землю лишь через 365 дней. Но сейчас длительные экспедиции проводятся на новом научном уровне.

Работа с прицелом на Марс. Сегодня уже никто не сомневается, человек может жить в невесомости долго, и возвращаться на землю вполне здоровым. "Это шаг в дальнюю космонавтику, межпланетные полеты. И если мы еще к этому хорошо изучим действие космической радиации, это наземные эксперименты на ускорителях и изучим замагнитосферный фактор, то мы получим хороший вывод о возможностях человека к межпланетным путешествиям", — говорит директор Института медико-биологических проблем РАН Игорь Ушаков.

Последняя годовая экспедиция была 20 лет назад. За это время в космической медицине многое изменилось. Новые методики исследования, новые возможности. Для этого и отправятся в космос Михаил Корниенко и Скотт Келли. И русский и американец – опытные звездоплаватели. Четыре года назад Корниенко уже был на МКС, выходил в открытый космос. Его напарник Скотт Келли побывал на орбите трижды. Общий космический стаж Келли и Корниенко – год на двоих. В миссии-2015 будет интересная особенность – так называемая контрольная группа, правда, в одном лице. Уникальную возможность ученым предоставила семья Келли. Все действия в космосе на земле будет дублировать его брат-близнец Марк, тоже астронавт НАСА. "У нас будет много экспериментов, связанных с годовым полётом. И это лишь небольшая часть, связанная со мной и моим братом, который тоже астронавт. НАСА имеет много идей насчёт исследования нашей генетики, ведь мы идентичные близнецы с одинаковой генетической структурой. Очень интересно, как будет меняться наша природа. Ведь я в десять раз дольше был в космосе. Он — 54 дня, а я – 540, на порядок больше", — рассказывает Скотn Келли.

По результатам экспедиции ученые планируют существенно обогатить знания о невесомости и влиянии микрогравитации на организм человека. Более того, планируется целая серия длительных экспедиций на орбите, чтобы точнее разработать методику будущих полетов к Луне, астероидам и, наконец, Марсу.