В атмосфере фарфоровой роскоши

От кулонов и табакерок до "Собственного" сервиза императрицы Елизаветы Петровны – в Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" открылась выставка русского фарфора. Она приурочена сразу к двум круглым датам – 250-летию Эрмитажа и 270-летию Императорского фарфорового завода.

От кулонов и табакерок до "Собственного" сервиза императрицы Елизаветы Петровны – в Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" открылась выставка русского фарфора. Она приурочена сразу к двум круглым датам – 250-летию Эрмитажа и 270-летию Императорского фарфорового завода.

Большая история российского фарфора на этой выставке начинается с маленьких табакерок. Нигде за рубежом они не были популярны так, как в России. Этот аксессуар могли позволить себе только богатые люди – ведь фарфор в XVIII веке был настоящей роскошью.

Сегодня же в пространстве Большого царицынского дворца можно увидеть самые разные произведения Императорского фарфорового завода. Парадные сервизы, вазы, столешницы и всевозможные скульптуры – в этот раз решили показать не просто коллекции отдельных эпох, их объединили в тематические блоки.

"Нам захотелось, чтобы эти времена соединились в диалоге, чтобы мы не переходили от начала через вереницу залов и не приходили к концу, забыв, что было в начале, или помня уже туманно", — объясняет куратор выставки Ольга Соснина.

Работы современных художников теперь встанут рядом с уникальными предметами старой России. Например, 14 самых знаменитых произведений создают Парадный стол Российской империи – от собственного сервиза Елизаветы Петровны до нового сервиза "Нефть". Но главное на выставке – не хронология, а темы: театр, музыка, пейзаж, животные и даже мода.

"Здесь мы решили выйти за рамки определенных жанров и решили показать отношение современных художников к фарфоровой моде", — отмечает куратор выставки Анна Иванова.

И если раньше любимой вещицей модниц были фарфоровые кулоны, то теперь появилась целая серия аксессуаров и даже фарфоровые платья.

Позволить себе фарфор мог действительно не каждый. Еще три столетия назад этот хрупкий материал называли белым золотом, а его рецепт хранился в строжайшем секрете. Императорский фарфоровый завод – первая в России мануфактура, где смогли разгадать его тайну. Прошло 270 лет, завод ни разу не закрывался, а рецепт фарфора остался практически неизменным.

"Технологии производства, особенно художественные, эстетические вещи завод пытается сохранить, но не остается в стороне от современного. Мы используем 3D-моделирование для создания точных копий, запустили новое издательство, где печатаем многоцветную , полноцветную растровую печать", — рассказывает генеральный директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич.

Несмотря на новые технологии, фарфоровый завод – один из немногих, где до сих пор работают не дизайнеры, а настоящие художники. И даже для самых опытных мастеров каждое произведение – словно открытие.

"В подглазурной технике ты должен в один обжиг сделать все – и плотность краски, и компазицию, и знать, что получится. Но это всегда тайна. И после обжига, когда твое произведение находится в печке, ты, бывает, даже не спишь, думаешь – что же выйдет", — признаётся главный художник Императорского фарфорового завода Нелли Петрова.

Окунуться в атмосферу фарфоровой роскоши, блеска и величия можно до 11 января.