Группа технология. Специальный репортаж Алины Темновой

Инновационная карта Москвы постоянно расширяется благодаря открытию новых научно-производительных городков на территории бывших промышленных зон. Такие площадки созданы специально для сотрудничества ученых и бизнесменов.

Инновационная карта Москвы постоянно расширяется благодаря открытию новых научно-производительных городков на территории бывших промышленных зон. Такие площадки созданы специально для сотрудничества ученых и бизнесменов. Каким образом столичные власти остановили "утечку мозгов", и может ли инновационный бизнес приносить прибыль?

От идеи до массового производства: много ли есть мест, где ученые могут позволить себе быть и исследователями, и бизнесменами, и продавцами готового продукта. В Москве их с каждым днем становится все больше и больше, называются они технопарки и технополисы. Это площадки, где инновации становятся реальными.

Территория АЗЛК "Москвич". Последний автомобиль сошел здесь с конвейера в 2001 году. Официально свое существование гигант советского автопрома прекратил 4 года назад. И сейчас в цехах завода вновь шумно и пахнет краской. Теперь здесь не "Москвич", а "Москва". Инновационный технополис вместо заброшенного завода. Новая жизнь в старых, но хорошо отремонтированных, а порой и заново отстроенных стенах зародилась благодаря программе правительства Москвы. Идея состояла в том, чтобы создать в столице инфраструктуру для развития инноваций и высоких технологий и позволить бизнесу и науке идти рука об руку.

"Создать в каждом округе районе Москвы доступную, качественную и комфортную для инновационного предпринимателя инфраструктуру, где они могли бы начинать и развивать свой бизнес в различных отраслях. И в фармацевтике, в биотехнологиях, и в электронике и информационных коммуникациях. И в энергетике, в энергосбережении. В различных других сферах, которые пользуются рыночным спросом, как в Москве, так и в России, и в международном масштабе", — рассказывает первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Михаил Ан.

Задача в том, чтобы компании могли разместить в одном месте и лаборатории и офисы, и производства. Нанотехнологический центр "Композит" занял почти 9000 квадратных метро на территории технополиса. Работают с композитными материалами, которые по прочности превосходят металл. Небольшие изделия делают здесь. Более крупные цеха работают за пределами столицы.

"Одна из площадок отвечает за разработку продукции и многосерийное производство. После чего уже разработанная продукция передается на серийные площадки, которые находятся в регионах уже в непосредственной близости от ресурсов, потребителей", — показывает директор по продуктам ООО "НЦК" Алексей Раннев.

Сверхпрочные, но легкие и недорогие материалы востребованы в ЖКХ, в транспорте и авиации. Всего компания выпускает более 40 видов продуктов.

На одной из линий производят сразу и композитный материал, и изделия из него. Берут стекловолокно, совмещают со смолой, получают стеклопластик, а потом уже формируют продукт. Например, черенок для лопаты, хотя и сделан из стеклопластика, очень прочный. Погнуть его не получается.

Завод "Москвич", который в 30-е годы находился в поселке Текстильщики, сейчас называют почти центром столицы.

"Даже в Москве мы испытываем проблемы с кадрами. Не говоря о том, что такие проблемы были бы, если бы мы базировались в каком-либо другом регионе", — отмечает Алексей Раннев.

Реконструировать "Москвич" начали еще в 2009 году, концепция развития территорий существовала уже тогда. Сегодня это 30 гектаров земли. Два индустриальных комплекса, офисные и бытовые помещения.

"Построить предприятия, особенно не очень большого размера, но достаточно высокотехнологичные, гораздо проще в нашем корпусе, нежели в чистом поле. Наши резиденты получают бесплатные технические условия: это подключение к электроэнергии, подключение к водоснабжению и к теплоснабжению. Так как технополис мы развиваем, исходя из концепции "Город в городе", мы создаем здесь максимально полную сервисную инфраструктуру, которая требуется в первую очередь людям, которые работают, живут на этой территории. Поэтому, помимо производственных и офисных зон, у нас предполагаются обширные достаточно сервисные зоны, в которые будут входить и фитнес-центр, и кафетерии, и ресторанчики", — говорит заместитель генерального директора технополиса "Москва" по перспективному развитию Лейла Алиева.

Интервью в бывшем сборочном цехе. 22 тысячи квадратных метров пустовать будут еще недолго. В октябре здесь пройдут форум и выставка "Открытые инновации". Затем цех разделят между собой новые резиденты.

"У нас нет жесткого ограничения по индустриям, которые мы здесь в технополисе принимаем, за исключением, наверное, тех индустрий, которые собственно по санитарным нормам просто не могут располагаться в городе Москве. Это химические предприятия, предприятия деревообработки. Даже предприятия пищевой промышленности вот на этой конкретной территории располагаться не могут. Здесь мы работаем с предприятиями в таких секторах приоритетных — в первую очередь для города, как новые материалы, композиты, медицинские технологии, биотехнологии, информационные коммуникационные технологии, электроника, микроэлектроника, робототехника", — говорит Лейла Алиева.

Сейчас в технополисе уже работают и развиваются 50 компаний, еще столько же готовятся стать резидентами. Причем через пару лет заселиться в техноград можно будет буквально — в гостиницы, которые с нуля построят на территории бывшего АЗЛК.

А пока квартирует на заводских просторах самая большая техническая библиотека в стране. Политехнический музей, чье здание на Лубянке сейчас в реконструкции, перевез в технополис весь книжный фонд.

"Фонд наш, начался он с 9 книг, их принесли в дар библиотеке профессора Московского университета, члены Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В настоящее время фонд наш насчитывает 3,5 миллиона. Мы начали упаковывать фонд летом 2011 года. И вот в 2013 году он был уже перевезен", — рассказывает директор библиотеки Политехнического музея Ирина Полянская.

Почти все книги в коробках и ящиках, но найти нужную можно так же быстро, как если бы они стояли на полках. Каталог издания в совокупности с компьютерной программой поддерживает порядок в этом гигантском книжном доме.

"Я не могу сказать, что наши читатели очень много потеряли, потому что библиотека уехала из центра. Потому что здесь расположение наше, конечно, тоже удобное. Метро рядом. Вот сейчас технополис преображается, и навигация достаточно удобная", — говорит Ирина Полянская.

От сверхпрочных материалов до микрочипов — в стенах технополиса разместились чистые комнаты, лаборатории по производству полупроводников.

"Ну, например, если вы хотите сделать спутник, маленький такой спутничек, и всю электронику поместить на один чип, потому что тогда он будет очень легкий, его будет легко запустить в космос. Но если вы придете, сколько вам нужно для спутников-чипов, ну там не знаю, 100 тысяч, вы придете на полупроводниковое производство и скажете, я хочу тысячу чипов, я хочу, грубо говоря, две пластины. Ради двух пластин никто не будет гонять полупроводниковый завод. Потому что одну маску сделать стоить будет в районе миллиона", — рассказывает директор по производству компании Mapper Денис Шамирян.

В технополисе создают кремниевые линзы для фокусировки электронных пучков. Весь микрочип собирают в Нидерландах. Российское представительство голландской компании открылось в Москве при поддержке Роснано. Технополис принял в свои стены и резидентов иннограда "Сколково". Науко- и технограды не соперничают, а скорее сотрудничают, ведь у всех одна цель.

"У компаний задача — развиваться, вырастать, становиться более устойчивыми, конкурентоспособными. Дальше отправляться, собственно, в большое плавание, в устойчивое развитие самостоятельное. А у управляющей компании задача — предоставить качественную, удобную инфраструктуру, конкурентный сервис для того, чтобы эти компании, собственно говоря, свои цели выполнять. Наша задача — предоставить таки меры поддержки и такие условия: это — финансирование, налоговые льготы, административную поддержку с тем, чтобы управляющая компания могла достигнуть, в свою очередь, своих целей", — говорит Михаил Ан.

Технопарк в микрорайоне Строгино. Новенькие здания — реанимированный долгострой, заброшенный еще в 80-х, от технополиса технопарк отличается размером и задачами. В бизнес-инкубаторе выращивают стартапы, а в лабораториях готовят экспериментальные лекарства. Компания "Пептоген" уже развернула массовое производство. Их продукт есть во многих аптеках и каретах скорой помощи.

Обыкновенные капли в нос, без цвета и запаха, обещают спасти человечество сразу от трех напастей. В малом содержании стимулируют мозговую деятельность. В большем — это препарат для лечения ишемического инсульта. Немного другой набор аминокислот, и капли в нос помогут выйти из состояния тревоги.

"Все эти препараты у нас с очень простым применением, это назальные капли: просто закапал, если закапал в нос, то через 4 минуты уже препарат находится в головном мозге у человека", — объясняет генеральный директор центра "Пептоген" Алим Немерский.

Лаборатория под руководством Андрея Татаринова зананимается генетическими исследованиями. Ученые ищут средства для терапии сахарного диабета и женского бесплодия.

"Пока это все на стадии эксперимента на животных. Наша задача — провести доклинические испытания, ну, и если все будет хорошо, будем надеяться, что все будет хорошо, уже провести потом клинические испытания этого дела", — объясняет генеральный директор ООО "Аллель" Андрей Татаринов.

У генетиков в Москве свои проблемы, мало кто готов предоставить помещение под столь сложные работы и оборудование.

"Любой арендодатель, любая организация, которая располагает помещениями, сначала все хорошо, замечательно, когда они узнавали, что это молекулярно-биологическая лаборатория, тут же все в кусты. Потому что все боялись, что тут такое будет происходить. И, как это ни парадоксально, понимание встретили во всем. Вплоть до того, что надо стены ломать — ломайте стены, чтобы оборудование занести там, надо переделывать всю систему вентиляции. Пожалуйста, на крыше размещайте все, что угодно. То есть, режим наибольшего благоприятствования", — говорит Андрей Татаринов.

Но главное отличие технопарка "Строгино" — бизнес-инкубатор. Вот куда порой приходят с одной лишь идеей без компании и команды. Все можно создать здесь. Помогут даже зарегистрировать фирму.

"Офис площадью 40 квадратных метров, оборудованный полностью мебелью, оргтехникой, с возможностью доступа бесплатно в переговорные помещения, с возможностью получения большого объема консультаций. Все это получается порядка 22 тысяч рублей в месяц. В бизнес-инкубаторе срок размещения компании три года. Потом компания может прийти в технопарк", — говорит генеральный директор технопарка "Строгино" Сергей Теплов.

С 2007 года в инкубаторе выросли более 150 компаний. Среди них — известные на всю страну интернет-сервисы по изучению английского и поиску репетиторов.

Помогает ориентироваться в бизнес-инкубаторе компания Indoors Navigation. Ребята создают навигацию внутри помещений.

В здании технопарка подопытный образец, в стенах разместили датчики и маячки. Они выполняют роль спутников и подают сигнал на мобильное устройство.

- С какой точностью он определяет, где мы?
- Точность определения 1-2 метра.
- Ну, собственно, вот все совпало, да, сошлись две точки.
- Все правильно. Да, он показывает — нам сюда.

"Рынок мобильной навигации в помещении очень молодой. Поэтому представлено несколько решений, ну, конкретно таких, чтобы уже полностью все это работала под ключ — пока еще нет. Мы одни из первых", — рассказывает генеральный директор компании Indoors Navigation Алексей Самотаев.

Компания Алексея уверена: технопарк поможет им заявить о своем изобретении. Стартапам предлагают участие в выставках и конкурсах, помогают с поиском инвесторов и партнеров. А чтобы молодая команда быстрее встала на ноги, предоставляют льготные условия.

"Это обнуление налога на имущество, на землю, ставки за землю на срок 10 лет. И для компании резидентов, помимо вот выше перечисленных мер, — это снижение налога на прибыль, на региональную составляющую. Сейчас в правительстве России обсуждается мера по компенсации затрат активно работающим технопаркам, индустриальным паркам. Поэтому, возможно, будет и часть федеральных налогов со следующего года тоже возмещаться компаниям. Компании размещаются на долгосрочных условиях, 3-5-7-10, даже 20 лет", — говорит Михаил Ан.

Юго-запад Москвы всегда славился своей научной деятельностью, поэтому технопарк "Слава" к славной когорте НИИ и университетов присоединился. Он создан в 2008 году, в цехах закрытого часового завода. Его имя и унаследовал.

"Мы можем предложить целый комплекс услуг, которые ориентированы на предприятия, которые не являются стартапами, а это уже состоявшийся бизнес, малый и средний инновационный бизнес города Москвы, которому нужны производственные помещения и помещения для лабораторий", — рассказывает директор по развитию технопарка "Слава" Ксения Темникова.

Лаборатории под управлением Эльмиры Сафаровой готовы оставаться в стенах технопарка "Слава" до тех пор, пока не будет выполнена главная задача. Российско-американская компания уже проводит клинические испытания лекарства от рака легкого и рака предстательной железы. Акурины — это препараты, основанные на наночастицах, которые таргетно, то есть — адресно, доносят лекарства до пораженных клеток организма.

"Внутри расположено активное вещество то, которое мы хотим доставить до раковой клетки. Оно помещено в наночастицу, состоящую из различных биодекорадируемых полимеров. Сверху определенный слой другого полимера, который позволяет наночастице избежать иммунной системы. Потому что, как вы знаете, все, что попадает внутрь организма, съедается нашей иммунной системой, и на поверхности находится легант, который позволяет таргетно, то есть направленно, доставлять эту наночастицу, внутри которой активное вещество к тем опухолевым клеткам, на которые нацелено это активное вещество", — говорит генеральный директор ООО "БАЙНД (РУС)" Эльвира Сафарова.

Ученые всего мира сходятся в одном: рак победит таргетная терапия — эта технология позволяет избежать интоксикации всего организма, как это бывает при химиотерапии. По соседству еще одна лаборатория. Здесь исследуют, как и в каком виде лучше усваиваются и распределяются в организме уже созданные лекарства.

"В зависимости от этих концентраций мы можем построить зависимости, по которым мы можем предсказать, как быстро препарат всасывается в системный кровоток, как быстро он выводится, какие метаболиты образуются", — объясняет генеральный директор ООО "Экзактэ Лабс" Василий Казей.

Компании Василия и Эльвиры переехали в "Славу" с окраин Москвы и сразу оценили интеграцию в научную среду.

"Здесь очень интересные компании сидят, резиденты, с которыми у нас либо есть уже совместные проекты, либо они обсуждаются, либо есть просто дружба, что тоже немаловажно. В принципе, пересечься в кафе и обсудить там какую-то научную проблему с разных сторон — достаточно плодотворно бывает", — говорит Василий Казей.

Технополис "Москва", технопарки "Слава" и "Строгино" — примеры того, как инновации с комфортом размещаются в мегаполисе. Кроме того, при МГУ уже существует научный парк, похожий будет и у Физико-технического университета. Московские власти обещают: подобные центры развития малого и среднего инновационного бизнеса появятся в каждом районе.