Вести.net: мошенничество по-украински и другие опасности стартапов

На краудфандинговом сайте Indiegogo завершилась кампания по сбору средств на особые наручные часы, проецирующие время на кисть руки. Украинский проект Ritot собрал чуть менее полутора миллионов долларов. Но несмотря на финансирование, часы, скорее всего, никогда не поступят в продажу.

Недавно на краудфандинговом сайте Indiegogo завершилась кампания по сбору средств на особые наручные часы, проецирующие время непосредственно на кисть руки. Украинский проект Ritot собрал чуть менее полутора миллионов долларов при изначальной цели всего в 50 тысяч. Однако несмотря на внушительное финансирование, часы, скорее всего, никогда не поступят в продажу. Дело в том, что проекта Ritot на самом деле не существует. Это обман, созданный с целью собрать деньги с наивных пользователей сайта.

Несмотря на то, что разработчики Ritot обещают выпустить продукт уже к началу 2015 года, у компании до сих пор нет даже прототипа устройства. Более того, о самой компании также практически ничего не известно.

Основателей украинского стартапа нельзя найти ни в одной из социальных сетей, а их офис, якобы расположенный в Сан-Франциско, на деле оказался виртуальным — созданным для убеждения потенциальных вкладчиков в легитимности компании.

Обещания, которыми разработчики кормили пользователей Indiegogo, постоянно менялись. И даже несмотря на заявления о том, что финальный продукт не будет походить на рекламируемое устройство и, скорее всего, не будет работать так, как предполагалось, проект поддержало свыше 7 тысяч пользователей, сделав его кампанию по сбору средств одной из 11 самых финансируемых на Indiegogo.

Некоторые обеспокоенные вкладчики уже затребовали возврата денег, однако вернуть потраченные средства они смогут лишь сейчас, по завершению уже второго этапа финансирования — такова политика Idiegogo.

Однако несмотря на очевидную подозрительность Ritot, краудфандинговый сайт не может запретить сбор средств на проект без абсолютных подтверждений мошенничества. Кстати, и сам сайт был выбран украинскими разработчиками не случайно. В отличие от других краудфандинговых площадок, таких как Kickstarter, Idiegogo не требует обязательной регистрации проекта на человека с американским удостоверением личности. И такие прецеденты там не редкость.

Краудфандинговые площадки часто критикуют за отсутствие каких-либо гарантий того, что проект, в который пользователи вкладывают свои деньги, вообще дойдет до финальной стадии производства. Несмотря на то, что некоторые продукты, например тот же Oculus Rift, начались именно с Kickstarter’а, краудфандинг как таковой — это большой риск, причем, не только для инвесторов, но и для самих стартапов. В последнее время все больше компаний начинают злоупотреблять доверием пользователей, стараясь заработать большие суммы денег, ничего не предлагая в замен.

Впрочем, случаи мошенничества не ограничиваются одними стартапами. Рядовой пользователь Kickstarter Энцик Фахран сумел получить более 6 тысяч долларов, отзывая свои платежи сразу после того, как компании начинали рассылать поощрительные вознаграждения за инвестиции. Таким образом, он не только возвращал потраченные деньги, но и получал подарки от сотен обманутых им стартапов.

Не менее интересны и случаи, когда размещенные на краудфандинговых площадках шуточные объявления вдруг собирали огромные суммы денег. Хорошим примером может послужить история Зака Брауна, который разместил объявление о сборе средств на картофельный салат для себя самого.

Изначально Зак планировал собрать всего 10 долларов, но пользователи Kickstarter почему-то пожертвовали ему 55 тысяч.

В конечном итоге Зак решил потратить вырученные деньги на организацию ярмарки, посвященной картофельному салату, которая прошла в городе Коламбус в штате Огайо.

А ключом к такому успеху, возможно, стало опубликованное им видео, замечательно пародирующее обращения создателей разнообразных стартапов к своим потенциальным инвесторам.

"В процессе создания мы столкнулись с парадоксом: мы хотим сделать передовое привычным, а привычное — передовым. И наоборот. Но если мы сможем преодолеть эти препятствия, мы сможем сделать продукт, лишенный компромиссов. Когда мы задумали сделать картофельный салат, мы не смогли прийти к согласию по поводу его ингредиентов. На каждое "да" приходилось тысячи "нет". Мы спросили себя: "что здесь самое важное?". Консистенция? Вкус? Фактура? Мы собрались здесь, чтобы переопределить, каким должен быть гарнир", — пошутил перед камерой на 55 тысяч долларов создатель картофельного салата Зак Браун.