Еженедельная программа "Вести.net" от 4 октября 2014 года

Microsoft анонсировали новую версию Windows. Интернет-аукцион eBay открыл свою площадку для российских продавцов. IT-сообщество внимательно следит за слухами и редкими утечками о новом поколении устройств линейки Nexus. Социальная сеть Facebook (запрещена в РФ) готова представить новую рекламную сеть Atlas.

Привет, планета, это программа Вести.net, причем — из Рима. Почему из Рима? Потому что здесь, оказывается, проходит ярмарка самодеятельных конструкторов, Maker Fair. Родилось это движение лет 8-9 назад в Cиликоновой долине, ярмарки всегда проходили в городке Сан-Матео, а теперь вот бренд начали экспортировать.

Римский филиал поддерживает Intel. Кстати, я вообще был поражен, когда впервые услышал про Италию. Итальянцы мне не казались такими уж гиками. Но выясняется, что компанию Arduino, которая производит конструктор для простейших компьютерных систем и является чуть не основой движения мэйкеров, придумали и делают в Турине. И в прошлом году Intel договорился, что итальянцы будут работать c его решениями, и поддержал местную ярмарку.

Собственно, сегодня ярмарка мэйкеров только открывается, поэтому подробный рассказ ждите в программе HiTech на следующей неделе, а может и Вести.net достанется. А мы обратимся к неримским новостям.

Итак — искрометный анонс от Microsoft. Он, кстати, проходил чуть не за закрытыми дверями, даже видео-трансляции в Интернете не стали делать, и журналистов позвали только калифорнийских. А речь ведь о новой операционке!

Microsoft анонсировали новую версию Windows. После не самой удачной Windows8 и ее мобильной версии WindowsRT, работающей на ARM-устройствах, Microsoft анонсировала новую, единую для всех устройств операционную систему. Вопреки ожиданиям и спекуляциям касательно имени новой ОС, Microsoft решили пропустить "девятку" в названии и сразу назвать новую Windows десятой.

"Принимая во внимание нашу политику единой Microsoft и наименования наших продуктов — xbox one, one note и one drive — было бы очевидным назвать ее Windows1, но, к сожалению, Windows1 уже была создана гигантами, пришедшими чуть раньше нас", — поясняет вице-президент Microsoft по операционным системам Терри Мейерсон.

Последние несколько лет все подразделения Microsoft работали обособленно, компания никак не могла объединить свои усилия в каком-то одном направлении. Это, в свою очередь, вылилось в создание самой провальной версии Windows. "Восьмерка" не могла предоставить пользователям одинаковые условия работы на десктопах и планшетах и пугала своими резкими интерфейсными решениями. В итоге на Windows8 перешли совсем немногие.

За два года ОС смогла захватить лишь 13% рынка. И это при том, что до сих пор более 20% компьютеров всего мира работают на уже неподдерживаемой WindowsXP, а большая часть — 51% — работает на Windows7, поддержку которой начнут постепенно сворачивать, начиная с января 2015 года.

Новая версия операционки, выходящая под присмотром нового СЕО Сатьи Наделлы после реструктуризации Microsoft, должна стать ядром, некой отправной точкой для будущих продуктов компании и, фактически, работой над ошибками своей предшественницы. С выпуском новой ОС Microsoft преследует сразу несколько целей — компании необходимо вернуть доверие пользователей, создав не только удобный интерфейс, но и целую экосистему из самых разнообразных устройств, которые могли бы общаться друг с другом без каких-либо проблем.

Свою новую систему Microsoft нескромно называет "самой многофункциональной платформой за все времена", подразумевая, что Windows10 будет работать на всех типах устройств, включающих в себя и классические ПК, и ноутбуки, и планшеты со смартофнами, серверы и даже гаджеты, относящиеся к Интернету вещей. Для всех этих устройств Microsoft создает единую платформу разработки и единый магазин приложений. Благодаря этому, разработчикам не потребуется создавать две версии одной программы для разных устройств, как это было в случае с Windows8 и WindowsRT, а пользователи смогут легко найти искомую программу в едином для всех платформ магазине.

Что же касается пользовательского интерфейса новой операционки — то он будет сильно походить на привычный Windows7. В целом, "привычность" — это именно то, к чему и стремились в Microsoft. Вернулось полноценное меню кнопки "пуск", где расположены кнопки управления питанием и перечень недавно использовавшихся приложений. Там же находится обновленный поиск, с помощью которого пользователь сможет искать не только файлы и программы на компьютере, но и осуществлять поиск в Интернете.

Живая плитка — наследие интерфейса Metro из Windows8 — тоже никуда не исчезла. При работе на десктопе плитка останется только в дополнительном столбце меню кнопки "пуск". Однако на планшетах и других сенсорных устройствах интерфейс будет полностью плиточным, как и в случае с WindowsRT. Что же касается устройств-трансформеров, являющихся и компьютерами, и планшетами, — то для них Microsoft предусмотрели моментальное переключение между планшетным и десктопным режимами.

Добавились и две функции, позаимствованные разработчиками у семейства Linux. Первая — Task View — менеджер запущенных приложений, выводящий на экран окна всех запущенных программ в уменьшенном виде. Это аналог mission control на Mac OS. Вторая — поддержка виртуальных рабочих столов. С их помощью пользователь сможет размещать открытые приложения на нескольких виртуальных экранах и быстро переключаться с одного на другой. Наконец, была доработана и функция Snap View, которая теперь позволяет закрепить на одном экране до четырех открытых программ для параллельной работы.

Не в последнюю очередь Microsoft стремится завоевать расположение корпоративных пользователей, традиционно являющихся целевой аудиторией компании. Новая ОС будет совместима со всеми традиционными системами управления, которые используют предприятия. А рабочие и пользовательские данные теперь можно будет хранить раздельно.
Выпустить финальную версию Windows10 планируется в следующем году, однако до сих пор неясно, будет ли переход со старших версий ОС бесплатным. Ознакомительная бета-версия уже доступная для скачивания.

Тут интересно, что же будет с винфонами — их вообще затеребили. То был Windows Mobile, потом WinPhone 7 — несовместимый. Потом — WinPhone 8, почти не совместимый. Теперь вот WinPhone 10, программы для которого — это версии десктопных, не придется ли вообще все переписывать? А то у Microsoft итак не самая благополучная ситуация с наполнением Appstore — или как он там называется. Marketplace.

Теперь — один из основных анонсов российского рынка. К нам пришел Ebay. Вроде бы — даже окончательно, но как-то боком.

Крупнейший в мире интернет-аукцион eBay открыл свою площадку для российских продавцов. Наконец-то! О том, что осенью запустит продажу товаров российских онлайн-магазинов на своей площадке, нашей программе еще летом рассказал руководитель интернет-аукциона в России Владимир Долгов.
До сих пор eBay в нашей стране был сосредоточен на трансграничной торговле: летом eBay договорился с "Почтой России" об ускоренной доставке покупок из Китая в Россию. В начале 2014 года компания принимала около 90 000 заказов от российских клиентов в сутки. Теперь на сервисе появятся еще и российские продавцы. Правда, пока товары наших местных ритейлеров будут доступны только российским покупателям.

Удивляет здесь и то, что eBay — изначально аукцион — интернет-базар или ярмарка, созданная прежде всего для обычных людей, частных лиц, которые могли бы на ней продать подержанный или не нужный новый товар. В российском же представленном на этой неделе варианте на интернет-аукционе физические лица свой товар вообще продавать не смогут, такой привилегии удостоили лишь крупных игроков — компании типа X5 Retail Group, магазин электроинструментов "220 вольт", Wikimart.

"В России же почему мы начинаем с больших игроков? Потому что это большие компании, у которых есть собственные подразделения, которые занимаются разработкой, которые достаточно быстро могут протянуть мостик между своим магазином и eBay, — поясняет генеральный директор российского офиса eBay Владимир Долгов. — Через некоторое время для компаний мелкого бизнеса мы разработаем и предложим программные средства, которые позволят им это сделать. А почему нет частников? Здесь в общем-то вопрос достаточно непростой. И он связан в первую очередь с налогообложением, потому что мы до сих пор не поняли, кто, как и каким образом должен с этих сделок платить налоги".
Владимир Долгов заверил нас, что это лишь первый этап. Чуть позже у российских продавцов, в том числе частников, обязательно появится возможность продавать старые часы, самовары и ушанки зарубежным покупателям. Чуть позже — это когда российский офис поймет, как работать с валютным контролем и прочими сложностями международной торговли. Еще одно проблемное место для отечественных клиентов — это продвижение. Но и тут eBay идет навстречу новой аудитории.

"Мы показываем товары российских продавцов в результатах поиска, — рассказывает Владимир Долгов. — Когда ты приходишь на eBay, ты набираешь какой-то поисковый запрос, к тебе приезжает страница с товарами, которые попадают под этот запрос. Понятное дело, что выдача на этой странице зависит от количества положительных отзывов, которые покупатели ставят по результатам покупки. Понятно, что у тех продавцов, кто только пришел сюда и начинает с нуля, этот рейтинг совсем нулевой. И возможности показаться на первой странице нет. На самом деле есть. Мы изменили алгоритм показов товаров на первой странице, и к зарубежным предложениям продавцов подмешиваем товары от российских продавцов. А дальше по сортировке по цене и доставке, они выходят на первое место".

Также для российских пользователей интернет-аукцион устроил целую ярмарку щедрости, отказавшись на неопределенный срок брать процент с продавцов за совершенные сделки. Вообще похоже eBay сильно прогнулся под российские реалии. К примеру, еще одна уникальная для интернет-аукциона услуга, которая не имеет аналогов нигде в мире — это возможность платить за товар наличными.

Удивительно, как головной офис решил пойти против своих правил работать только через платежную систему PayPal. Но, вероятно, при выходе на российский рынок, компания eBay учитывала и специфику пользователей. Не все готовы отдавать деньги через Интернет, поэтому была предусмотрена возможность оплаты наличными. Правда, для этого придется приехать в офис продавца — получается своего рода самовывоз забронированного на сервисе товара.

Последние две недели IT-сообщество внимательно следит за слухами и редкими утечками о новом поколении устройств линейки Nexus. Уже появилось несколько снимков, которые якобы принадлежат грядущему смартфону Motorola под кодовым названием Shamu или Nexus6.
По слухам, у нового смартфона от Google будет большой дисплей с диагональю в 5,92 дюйма с разрешением экрана 1440 x 2560 пикселей, процессор Qualcomm Snapdragon 805, 3 ГБ оперативной памяти, 13-Мп основная камера с функцией записи видео высокого разрешения 4K и фронтальная камера с разрешением 2Мп.
Внутри уютно расположится большая батарея на 3200 мА*ч, а хорошая батарея — один из важнейших моментов, если вы решили купить телефон в почти 6 дюймов. В качестве операционки будет использоваться новая — пока загадочная Android L. Анонс аппарата ожидается в середине октября.

Ну и конечно — звездная история недели о том, что во время протестов в Гонконге, при включенных глушилках сотовой связи, люди пользуются программкой Firechat, которая по Wi-fi и Bluetooth создает ячеистую mash-сеть. Cообщения по ней передаются от устройства к устройству, в радиусе работы передатчиков смартфонов. В этом, конечно, кто-то видит победу над системой, а мне видится еще одна примета плохой фантастики. Потому что первое, что должно прийти в голову спецслужбам всех стран, это поближе подобраться к создателям разрекламированного Firechat. А второе — подумать о глушилках Bluetooth и Wi-fi, вот и все. Ломать — не строить.

Ну и сюда, как мне кажется, очень уместно ложится история "рекламного" наблюдения за пользователем. Я говорю в первую очередь о последнем анонсе Facebook (запрещена в РФ).

Социальная сеть Facebook готова представить новую рекламную сеть Atlas. В ее основе лежит переработанная платформа управления и статистики рекламы Atlas Advertiser Suite, купленная в прошлом году у Microsoft. В идеале, как обещают представители Facebook, новый функционал позволит маркетологам гораздо точнее оценивать, что видят пользователи и как реагируют на рекламные блоки. При этом данная технология будет применяться как на Facebook, так и на сторонних площадках и приложениях. И последнее дополнение сразу настораживает.

Согласно описанию платформа позволит понять, какую рекламу видят пользователи Facebook и как они с ней взаимодействуют — внутри сервисов социальной сети, на сторонних сайтах и в приложениях. Особенность нового рекламного продукта Facebook в том, что он будет использовать не привычные cookie — то есть небольшие текстовые файлы, в которые браузер может записывать данные, полученные от сервера.К примеру, когда пользователь переходит на страницу сайта, сервер может считывать информацию, содержащуюся в куках. Но это возможно лишь на настольных компьютерах, которые постепенно уступают свое место мобильным устройствам — смартфонам и планшетам. На них cookie не работают, значит рекламные сети не понимают, ни возраста, ни пола пользователя — соответственно, не могут правильно “прицеливать” — таргетировать свои рекламные инструменты.

С помощью Atlas Facebook надеется решить эту проблему путем привязки рекламных взамодействий пользователей к их учетным записям в Facebook, которые могут быть использованы для отслеживания пользователей как на десктопах, так и на мобильных устройствах, хоть и на анонимной основе.

Как это работает для рекламодателя: например, компания Pepsi (один из рекламодателей, кто подписал контракт с Facebook) может использовать Атлас, чтобы показать рекламу нового безалкогольного напитка определенной группе людей, которая была отобрана на основе данных из социальной сети: таких, как возраст, местоположение и то, что им нравится. Более того, компания, как пользователь Атласа, теоретически может видеть, что покупатель приобрел продукт на стационарном компьютере, но вначале увидел его рекламу на смартфоне.

Как это работает для пользователя. Он входит в Facebook с мобильного устройства, в этот момент на серверах соцсети регистрируется специальный идентификатор устройства. Именно этот идентификатор используется для отслеживания действий клиента на смартфоне: если он открывает на телефоне какое-то другое приложение, которое запрашивает показ рекламы, то Facebooк, исходя из свох знаний о пользователе, подберет лучшее рекламное объявление, подходящее именно для него. Facebook уже отслеживает пользователей этим способом в своих сервисах, но Atlas распространит этот функционал на другие сайты и приложения.

Остается добавить, что Facebook с помощью новой рекламной платформы хочет подвинуть на рынке компанию Google с ее платформой DoubleClick, которая помогает рекламодателям покупать и отслеживать рекламные объявления по всему Интернету. Google также владеет AdMob, рекламной технологией, заточенной специально под мобильные устройства. Интересно, что две трети рынка мобильной рекламы (66,8%) приходятся всего лишь на 2 компании — Google и Facebook. Для компании Брина и Пейджа в прошлом году составила почти 50%. Однако крайне важным является тот факт, что Google начинает постепенно терять свои позиции, в то время как Facebook демонстрирует бурный рост. Так, в 2012 году доля крупнейшей социальной сети мира на рынке мобильной рекламы составляла 5,4%, а в прошлом году — уже 17,5%, в 2014 аналитики прогнозирую Facebook рост до 21%. Посмотрим, как на эти показатели повлияет Atlas.

Кстати, почти все IT-издания не обошли стороной самый главный этический вопрос — всех взволновал тот факт, что Atlas будет использовать ваши личные данные из аккаунта Facebook, чтобы в очередной раз показать вам рекламу чего-то, что искали именно Вы на других площадках. Команда Facebook уверяет в своем блоге, что пользователю не нужно беспокоиться, так как его личность останется неизвестным для рекламодателей и издателей — они просто будут знать некоторые основные факты о пользователе. Насколько, это правда, наверное, никто никогда не узнает. Впрочем, издание ReCode сакарстически замечает, “что если вы боитесь “большого брата”, то вам лучше вообще никогда не заходить в Facebook, да и вообще весь Интернет, вероятно, — место не для вас. К сожалению”.

Интересно, что на фоне презентации новой рекламной платформы Facebook пытается вскарабкаться на Олимп новая социальная сеть Ello, которая позиционирует себя как “Анти-Facebook” — открытая, без отслеживания действий пользователя и без рекламы. Зарабатывать создатели сети собираются исключительно на продаже пользователям премиальных функций и дополнительных возможностей “за несколько долларов”. В первые сутки количество запросов на регистрацию в сети достигло 34 тысяч. Похоже, что идею создания социальной сети, абсолютно свободной рекламных объявлений и “большого брата”, оценили многие пользователи. Однако, как отмечает Gardian, привлекательность Ello не имеет ничего общего с функционированием сайта. Цитата: ”Он сырой, глючит и зияет дырами. Зарегистрировавшиеся пользователи жалуются на недоработки, и ждут, что “скоро все станет лучше”. Однако, журналист Gardian уверен, что эйфория от новой соцсети скоро пройдет и мечта обернется кошмаром рухнувших надежд. Ибо против законов экономики не пойдешь, и соцсети придется либо уйти в небытие, либо принимать правила рынка. А это значит — что лозунг “свобода от рекламы” станет всего лишь рекламным инструментом для привлечения аудитории. Не больше.

Теперь о жуликах, которые, как известно, бывают разные — сегодняшний сюжет о популярных сервисах совместной поддержки новых проектов — краудфандинге.

Недавно на краудфандинговом сайте Indiegogo завершилась кампания по сбору средств на особые наручные часы, проецирующие время непосредственно на кисть руки. Украинский проект Ritot собрал чуть менее полутора миллионов долларов при изначальной цели всего в 50 тысяч. Однако несмотря на внушительное финансирование, часы, скорее всего, никогда не поступят в продажу. Дело в том, что проекта Ritot на самом деле не существует. Это обман, созданный с целью собрать деньги с наивных пользователей сайта.

Несмотря на то, что разработчики Ritot обещают выпустить продукт уже к началу 2015 года, у компании до сих пор нет даже прототипа устройства. Более того, о самой компании также практически ничего не известно.

Основателей украинского стартапа нельзя найти ни в одной из социальных сетей, а их офис, якобы расположенный в Сан-Франциско, на деле оказался виртуальным — созданным для убеждения потенциальных вкладчиков в легитимности компании.

Обещания, которыми разработчики кормили пользователей Indiegogo, постоянно менялись. И даже несмотря на заявления о том, что финальный продукт не будет походить на рекламируемое устройство и, скорее всего, не будет работать так, как предполагалось, проект поддержало свыше 7 тысяч пользователей, сделав его кампанию по сбору средств одной из 11 самых финансируемых на Indiegogo.

Некоторые обеспокоенные вкладчики уже затребовали возврата денег, однако вернуть потраченные средства они смогут лишь сейчас, по завершению уже второго этапа финансирования — такова политика Idiegogo.

Однако несмотря на очевидную подозрительность Ritot, краудфандинговый сайт не может запретить сбор средств на проект без абсолютных подтверждений мошенничества. Кстати, и сам сайт был выбран украинскими разработчиками не случайно. В отличие от других краудфандинговых площадок, таких как Kickstarter, Idiegogo не требует обязательной регистрации проекта на человека с американским удостоверением личности. И такие прецеденты там не редкость.

Краудфандинговые площадки часто критикуют за отсутствие каких-либо гарантий того, что проект, в который пользователи вкладывают свои деньги, вообще дойдет до финальной стадии производства. Несмотря на то, что некоторые продукты, например тот же Oculus Rift, начались именно с Kickstarter’а, краудфандинг как таковой — это большой риск, причем, не только для инвесторов, но и для самих стартапов. В последнее время все больше компаний начинают злоупотреблять доверием пользователей, стараясь заработать большие суммы денег, ничего не предлагая в замен.

Впрочем, случаи мошенничества не ограничиваются одними стартапами. Рядовой пользователь Kickstarter Энцик Фахран сумел получить более 6 тысяч долларов, отзывая свои платежи сразу после того, как компании начинали рассылать поощрительные вознаграждения за инвестиции. Таким образом, он не только возвращал потраченные деньги, но и получал подарки от сотен обманутых им стартапов.

Не менее интересны и случаи, когда размещенные на краудфандинговых площадках шуточные объявления вдруг собирали огромные суммы денег. Хорошим примером может послужить история Зака Брауна, который разместил объявление о сборе средств на картофельный салат для себя самого.

Изначально Зак планировал собрать всего 10 долларов, но пользователи Kickstarter почему-то пожертвовали ему 55 тысяч.

В конечном итоге Зак решил потратить вырученные деньги на организацию ярмарки, посвященной картофельному салату, которая прошла в городе Коламбус в штате Огайо.
А ключом к такому успеху, возможно, стало опубликованное им видео, замечательно пародирующее обращения создателей разнообразных стартапов к своим потенциальным инвесторам.

"В процессе создания мы столкнулись с парадоксом: мы хотим сделать передовое привычным, а привычное — передовым. И наоборот. Но если мы сможем преодолеть эти препятствия, мы сможем сделать продукт, лишенный компромиссов. Когда мы задумали сделать картофельный салат, мы не смогли прийти к согласию по поводу его ингредиентов. На каждое "да" приходилось тысячи "нет". Мы спросили себя: "что здесь самое важное?". Консистенция? Вкус? Фактура? Мы собрались здесь, чтобы переопределить, каким должен быть гарнир", — пошутил перед камерой на 55 тысяч долларов создатель картофельного салата Зак Браун.

Я тут же вспоминаю те самые стаканчики с веревочкой — iCups, которые мне подсунули после анонса Apple — эта шутка собрала три тысячи долларов. Но самый шумный случай — это, конечно, браслет Gobe, который обещает подсчитывать, сколько калорий ты получил с пищей, да еще и фиксировать жиры-углеводы-белки.

Как вы помните, этот российский стартап собрал на Indiegogo больше миллиона, обещал начать поставку еще в начале лета, но раз за разом переносил старт на более поздний срок. Это при том, что многие называют браслет Gobe "ненаучной фантастикой". С другой стороны ребята работают — я их видел на "Красном октябре", и вроде даже нашли поддержку у питерских врачей.

Сейчас речь идет о том, что прессе, по крайней мере, образцы дадут на тестирование в конце октября. Так что бог его знает, а вдруг и правда сделают, что обещали.

Программа Вести.net прощается с вами до следующих выходных. Не забываем про радиоприложение — “Интернет-кафе "Соб@ка". Оно выходит на Вести.ФМ по воскресеньям, в 17-10. Планета, пока.