Соглашение между ЕС и США сравнивают с Троянским конем

В Европе проходят многотысячные акции протеста, участники которых выступают против соглашения о свободной торговле между США и Евросоюзом. В одном из австрийских городов жители пронесли по улицам самодельного Троянского коня как символ опасности, которую несет подписание этого документа.

В Европе проходят многотысячные акции протеста, участники которых выступают против соглашения о свободной торговле между США и Евросоюзом. Этот договор сейчас обсуждают в Вашингтоне, заявленная цель — увеличение торгового оборота и создание новых рабочих мест. Но в одном из австрийских городов жители пронесли по улицам самодельного Троянского коня как символ опасности, которую несет подписание этого документа.

Повестка дня саммита министров финансов G20, а также традиционных осенних встреч МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне — проблемы экономического роста и глобальные риски. По общему мнению, главный из них — война на Украине, поэтому дискуссии на полях, как признаются их участники, не экономические, а, скорее, геополитические. Пользуясь случаем, представители Евросоюза пытаются форсировать темпы работы над заключением Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства с США.

Соглашение, о котором заговорили еще в начале 2013 года, предусматривает формирование зоны свободной торговли между Европой и Соединенными Штатами. Заявленные цели — поддержка создания рабочих мест, экономического роста и международной конкурентоспособности, но, похоже, европейцы этому не рады.

Десятки тысяч жителей Евросоюза в сотнях городов вышли на митинги против этого партнерства. Вот уж действительно — в едином порыве, что для современной Европы явление крайне редкое. Демонстрации прошли в Германии, Австрии, Финляндии, Словении, Бельгии, Великобритании и даже Швейцарии Судя по плакатам, для многих это вообще первая демонстрация в жизни, настолько люди недовольны.

Один из протестующих, Джон Хилари, отмечает: "Все эти переговоры между ЕС и США проходят абсолютно секретно. Никто ничего не знает! Нам обещают миллион новых рабочих мест, а взамен мы получим корпорации с супервозможностями, которые смогут управлять национальными правительствами в собственных интересах. Это катастрофа для демократии!"

А еще жители ЕС боятся, что из-за договора европейские экологические и продуктовые стандарты резко упадут, коммунальные услуги и сфера здравоохранения будут приватизированы, а рынок наводнят товары из США в ущерб местным производителям, и так серьезно пострадавшим после ответных санкций Москвы. Именно поэтому на митинге в австрийском Линце появился символ коварства — Троянский конь.

Во многих городах против соглашения собирали подписи. "Всем нам нужно срочно понять, что стоит за этим договором, потому что от этого зависит качество жизни людей", — уверен член Европарламента Игорь Солтес.

Житель Лондона Джордж Хеллам предостерегает: "Говорят, что это торговое соглашение, но у нас последние 50 лет и так все было хорошо. Ради снятия небольших торговых ограничений такие соглашения не подписывают".

Так для чего же тогда это ЕС? Ответ прост: Брюссель ищет альтернативу российскому газу. Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт уже называл поставки американского топлива главным условием для заключения соглашения. В свою очередь, американцам Евросоюз необходим как рынок сбыта сланцевого газа. Другое дело, что Брюсселю это обойдется значительно дороже, чем многолетние стабильные поставки из России, и еврочиновники, а также финансисты всего мира, не понимать этого не могут.

Председатель правления ОАО "Банк ВТБ " Андрей Костин подчеркивает: "Интерес к России очень и очень большой. Честно говоря, он нас даже удивляет. Вот вчера у нас были полные аудитории, сотни людей пришли на встречу с председателем Центрального банка, с министром финансов. Мы видим, что инвестиционное сообщество интересуется и готово к дальнейшим инвестициям. Инвесторы очень внимательно следят за развитием нашей экономики".

Подписать договор о создании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства Евросоюз и США планировали в 2015 году, но ясности в том, сколько времени займет его ратификация, пока нет. Как минимум, на это потребуется полтора года.

А вот об отмене санкций против России говорят уже сейчас. И если в официальной повестке на встречах G-20, Всемирного банка и МВФ этот вопрос не значился, то в кулуарах это была тема номер один.