От европейской депрессии отдает тухлыми персиками и старым сыром

Санкции против России продолжают будоражить и раскалывать Европу. Особенно недоволен итальянский бизнес. Ответный запрет на ввоз в нашу страну "отдельных видов" сельхозпродукции из Европы введен всего два месяца назад, но этого хватило, чтобы начали протестовать целые области.

Санкции против России продолжают будоражить и раскалывать Европу. Особенно недоволен итальянский бизнес. Ответный запрет на ввоз в нашу страну "отдельных видов" сельхозпродукции из Европы введен всего два месяца назад, но этого хватило, чтобы начали протестовать целые области. Например, Венето — вторая по объему сельхозпроизводства область в Италии. Губернатор области Лука Дзайя уже заявил, что намерен опротестовать европейские санкции против России.

Кризис еще как пахнет. Персики вдоль венецианских дорог — символ разложения двусторонних отношений. Редкие теперь в этих краях фуры с российскими номерами итальянцы пробуют грузить хоть чем-нибудь — дальнобойщик Валера везет в Смоленск подарочные наборы.

С сыром все наоборот: чем старше, тем запах благороднее. Венецианскому Grana Padano нужно стареть на полках минимум десять месяцев. Сколько теперь пролежит тот, что должны были упаковать и отправить в Россию, непонятно — его будут проверять, простукивать, чистить специальными машинами, пока не найдут новый рынок. А ведь столько сил ушло на то, чтобы убедить Россию, что Padano нежнее, чем Parmigiano. До 2005-го, кроме Parmigiano, мы ничего не пробовали.

"В нашем зале — 80 тысяч сырных форм. Столько каждый год уходило в Россию. Теперь это все останется здесь", — рассказал генеральный директор оптового склада Низио Паганин.

Тотальная депрессия — везде. Пустая парковка транспортной компании. Самый крупный в Италии оптовый рынок — восточные ворота. Октябрь — начало сезона винограда. Движение есть везде, кроме павильона, что работал на Россию.

А ведь есть продукты, которые шли только на российский рынок. Это и слива "Анджелина", и яблоки "Гренни", очень похожи на нашу семеринку. Только россиянам нравится их кислый вкус.

Двадцать рабочих придется уволить, талоны на питание отменить. На земле этой осенью останется 30% яблок — нет смысла нагибаться. Таких хозяйств, которые на 60% ориентированы на экспорт в Россию, в Венето — сотни.

Итальянская ассоциация сельхозпроизводителей предупреждала правительство: аккуратнее с санкциями — Москва может и ответить. Убытки даже невозможно точно посчитать, ведь прямые поставки — это капля. Большая часть попадала в Россию через Германию.

Посовещавшись с бизнесом, губернатор региона Лука Дзайя решается написать в Москву: Венето в обход Рима выходит из режима санкций в обмен на отмену эмбарго. Такие политические заявления обычно стоят дорого. У Дзаи весной выборы, но, судя по рейтингам, ему грозят лишь дополнительные проценты.

"Венето — это известные всему миру бренды вина, сыра, мебели. Мы по-прежнему хотим поставлять это в Россию, не хотим терять такой рынок", — заявил Дзайя.

Венето всегда был особенным регионом. 150 лет он — в составе Италии, но какой была республика, здесь отлично помнят. Свой Сенат, свой Совет дожей. Тысячу лет назад это — богатейшая, забитая золотом и товарами зона. И сегодня она кормит половину страны. Налоги текут в столицу рекой, а обратно возвращаются копейки. Спустя годы борьбы главная в местном парламенте партия "Лига Севера" приняла закон о референдуме. Рим его точно никогда не одобрит — результаты всем заранее известны.

"Все хотят большей автономии. Римские законы нам не подходят! У нас своя тысячелетняя история, сильная самоидентичность, свой язык наконец. Рим называет его "диалектом", а мы — языком. Мы дома говорим на своем языке! Не на итальянском", — отметил Федерико Канер, глава фракции "Лига Севера" в парламенте Венето.

Неделю предприниматели Венето говорят только о том, что сделать, чтобы Москва услышала. Пока резолюция, подписанная губернатором, уже идет по официальным каналам, через канал "Россия" транслируют устные обращения.

"Уважаемый Владимир Путин, мы, жители Венето, устали от политики! Мы хотим работать! Ну, сделайте исключение! Мы, конечно, не понимаем, можно ли открыть границу только для нас, но мы очень хотим сотрудничать", — сказал директор транспортной компании Альберто Скьевано.

Пока заморожена граница, заморожено все — те же яблоки "Гренни" при температуре десять градусов могут продержаться несколько месяцев. Рефрижераторы теперь откроют только тогда, когда придут хорошие новости.