Румынские националисты живут в "200-летней русской оккупации"

В Румынии – президентская предвыборная кампания. К привычному весьма эмоциональному стилю ее ведения, где в одном флаконе и многочисленные взаимные оскорбления кандидатов, и жесткий коктейль из рецептов создания Великой Румынии, добавилась российская карта.

В Румынии во всю идет президентская предвыборная кампания. К уже привычному весьма эмоциональному стилю ее ведения, где в одном флаконе и многочисленные взаимные оскорбления кандидатов, и жесткий коктейль из рецептов создания Великой Румынии, где не может быть места, к примеру, Молдавии, добавилась российская карта. Одним из центральных вопросов предвыборных дебатов стал вопрос: а не стоит ли национализировать собственность компании "Лукойл"?

Идея Великой Румынии витает над этими землями не первую сотню лет. На улицах Бухареста румынские националисты развернули транспаранты — "Объединение — национальная цель".

Карта страны, какой она была до 1940 года, — икона для унионистов. Для радикалов нет и не будет Молдавии, а Черновицкая область Украины в их мире была и есть румынская территория. "Бессарабия — это Румыния!" — кричит разогревшаяся толпа.

Великая Румыния — призрачная мечта, осуществить которую невозможно, если, как считают эти люди, не "очистить" Балканы и восток Европы от российского присутствия.

"Мы хотим, чтобы прекратилась 200-летняя русская оккупация", — заявил Алексей Палута, организатор марша, координатор движения "Акция-2012".

Местным школьникам учебники истории рассказывают мифы о "Румынской империи до ворот Азии". В годы Второй мировой воевавшая на стороне нацистов Румыния под командованием маршала Антонеску рассчитывала получить в награду земли вплоть до Уральских гор. Особенно старалась румынская армия в Одессе, наладив планомерное уничтожение еврейского населения города.

Идеи унионистов официальный Бухарест сегодня реализует тоньше — толкает в Евросоюз соседей молдаван и раздает им румынские паспорта ЕС. Российский вопрос при этом власти Румынии решают беспринципно. Обыски в румынских филиалах "Лукойла" налоговики и полиция проводили несколько часов.

Нефтеперерабатывающий завод "Петротел" — крупнейшее предприятие региона — был остановлен, арест наложен на активы российской компании в Румынии. Как из-под земли возникли обвинение в неуплате налогов более чем на 200 миллионов евро.

Жители города Плоешти — нефтеносного региона Румынии — приготовились к тяжелым временам. "Лукойл" здесь — главный работодатель. Помимо завода компания владеет в Румынии сетью из 330 заправок, работает на Черноморском шельфе. Уход россиян грозит беднейшему государству Евросоюза огромной бюджетной дырой.

"Закрытие завода приведет к плачевным последствиям для рабочих и их семей. На заводе трудятся около 2,5 тысячи жителей нашего города. "Лукойл" находится в первой "десятке" налогоплательщиков, так что для Румынии эта компания крайне важна", — отметил мэр Плоешти Юлиан Бадеску.

Президент Траян Бэсеску, чьи полномочия истекают менее чем через месяц и которому уже нечего терять, разразился антироссийскими тирадами. "Русские пусть уходят обратно в Москву, нефтеперерабатывающий завод будет национализирован", — заявил он.

За российский бизнес вступился один из лидеров президентской гонки — премьер-министр Виктор Понта, который в симпатиях к Москве замечен не был. Российская карта стала главным козырем политической борьбы в Румынии.

"На протяжении последних 25 лет, когда в Румынии проходят выборы, поднимается тема России. И корни кризиса в наших отношениях именно в популистских заявлениях румынских политиков. При том что другим странам ЕС, где также насаждаются антироссийские идеи, это совсем не мешает выстраивать экономические отношения с Россией, например нашим соседям болгарам и туркам", — сказал Штефан Попеску, профессор политических наук.

Российские инвестиции в Румынии — единственная сфера и без того не самых тесных двусторонних отношений. При том что еще свежи в памяти времена, когда Москва и Бухарест, не взирая на строптивость лидера социалистической тогда Румынии, могли находить общий язык. Профессор Василе Буга, прошлом личный переводчик Николае Чаушеску, изучает наследие социалистической Румынии.

"Никогда политические, экономические контакты не были такими, как тогда. Потом Румыния оказалась в вакууме", — подчеркнул Буга.

Этот вакуум в румынских душах и экономике сначала заполнили ожидания европейского благополучия. Около 10% населения страны уехало на заработки в Италию и Германию. Оставшиеся наблюдают затянувшийся и болезненный переход от плановой экономики к рыночной.

Золотой век румынской промышленности остался далеко в прошлом. Товары из социалистической Румынии хорошо знали и в Советском союзе, который был главным торговым партнером государства. Румынские обувь и мебель отправлялись в страны всего социалистического блока.

Европейскому союзу Румынская промышленность оказалась не нужна. Сотни неконкурентоспособных предприятий закрылись, рынок заполнили товары из ЕС. А румынская мебель теперь не нужна и самим румынам. Зачем, когда есть "Икея"?

Румынские мебельщики скучают без дела. Конкурировать с транснациональными производителями невозможно. А румынское руководство открывает ворота еще шире. К 2015 году в Девеселу будет полностью закончена и запущена база американской ПРО. Радары "Шипон-1! и 24 ракеты-перехватчика станут на боевое дежурство НАТО. Как уже случалось в истории, союзников Румыния выбирает в ущерб себе.

"Нынешние положение в экономических связях нашей стран напрямую связано с существованием таких структур, как ЕС и НАТО, и тех решений, которые они приняли. Сегодня экономика — жертва политических отношений", — заявил Михай Ионеску, председатель Ассоциации импортеров-экспортеров Румынии.

Вопреки антироссийской предвыборной риторике румынская молодежь предпочитает мыслить прагматично. На международной выставке образования российские вузы приглашают школьников Румынии на обучение в крупнейшие университеты. А конкурс студентов для обучения русскому языку в Румынии максимальный за четверть века.

В нескольких километрах от унионистов, митингующих за присоединение Молдавии, простые жители Бухареста наслаждаются воскресным фестивалем национальной кухни. Лучшее место для кандидата в президенты проводить агитацию избирателей. Великое румынское объединение — беспроигрышный пункт предвыборных обещаний. Про этом и кандидаты, и избиратели понимают: мнение России в этом вопросе всегда будет играть решающую роль.