"Футбольная война" и квадрокоптер раздора. Реплика Максима Кононенко


фото EPA

Одним из самых незыблемых, зацементированных тысячелетиями постулатов человеческой цивилизации является утверждение о том, что спорт – вне политики. Однако вряд ли найдется человек, который рискнет утверждать, что политика может без спорта.

Одним из самых незыблемых, зацементированных тысячелетиями постулатов человеческой цивилизации является утверждение о том, что спорт — вне политики. Однако вряд ли найдется человек, который рискнет утверждать, что политика может без спорта.

Ведь в спортивных состязаниях только спортсмены состязаются в силе, мастерстве и умении. Для зрителей же, которых в тысячи раз больше, чем спортсменов, это всегда состязание чистых эмоций. И для любого политика толпа на эмоциях — это всегда инструмент.

14 октября в Белграде на отборочном матче чемпионата Европы между Сербией и Албанией произошел удивительный инцидент. Нет, начиналось все вполне предсказуемо: команды стран, скажем так, недолюбливающих друг друга, просто не смогли бы сыграть этот матч в обстановке любви и согласия. Однако чиновники УЕФА решили не разводить эти команды по разным группам, хотя, скажем, российскому "Зениту" и украинскому "Днепру" играть в отборочном раунде Лиги чемпионов по решению тех же чиновников не придется. С Сербией и Албанией же ограничились отсутствием гостевого сектора. То есть, на матче в Белграде не могло быть сконцентрировано достаточно большого количества албанских болельщиков.

Однако хватило и малого. Спустя сорок минут после начала матча сербские болельщики, до того скандировавшие в адрес албанцев разные гадости, стали бросать на поле петарды. Это была та часть, которая была предсказуема. Но в этот момент с крыши находящейся рядом со стадионом церкви Святого Архангела Гавриила поднялся заранее установленный там небольшой квадрокоптер.

К зависшему над полем летательному аппарату на длинных веревках был привязан плакат с албанским гербом на фоне карты Великой Албании и надписью "Автохтонность" — то есть, принадлежность по праву. Один из сербских футболистов сорвал этот плакат, после чего на поле выбежал человек с табуреткой, ударил этой табуреткой футболиста. И между командами началась драка.

После того, как на поле появились готовые вступиться за своих сербские болельщики, албанскую команду спешно эвакуировали. Пока футболисты убегали с поля, с трибун в них летели ответные табуретки.

И вот здесь выяснилось удивительное и непредсказуемое. Квадрокоптером из VIP-ложи стадиона управлял брат премьер-министра Албании, гражданин США Орфи Рама. Как выяснилось чуть позже, этот человек оказался в VIP-ложе, то есть зоне контроля УЕФА, при содействии высокопоставленных европейских чиновников.

Надо полагать, что на этом перегрузка сербско-албанских межгосударственных отношений, которую ожидали в связи с предстоящим впервые за 68 лет визитом в Сербию премьер-министра Албании, брата пилота квадрокоптера раздора Эди Рама, теперь не состоится. И хорошо бы закончилось только этим. Потому что войны, начавшиеся из-за вмешательства политики в спорт, мы уже видели.

Например, летом 1969 года из-за проигрыша в матчах плей-офф отборочного этапа чемпионата мира по футболу разразилась война между Гондурасом и Сальвадором. Конечно, ситуация между двумя странами и до футбола была напряженной, однако спровоцировали начало шестидневного конфликта, вошедшего в историю как "Футбольная война", именно три матча.

Да что там далекая и горячая Центральная Америка! Ведь сама гражданская война в Югославии, в результате которой Косово и объявило о независимости, тоже началась с футбольного инцидента!

13 мая 1990 года во время матча Кубка Югославии между клубами Белграда и Загреба в будущей столице Хорватии произошли серьезные беспорядки. Драки между фанатами на улицах Загреба начались еще до матча, а во время самой игры сотни болельщиков выбежали на поле и устроили настоящее побоище. Кульминацией битвы стал так называемый "удар Бобана".

Знаменитый впоследствии хорватский футболист Звонимир Бобан в остром приступе патриотизма с разбегу в прыжке ударил ногой полицейского. Это сделало его национальным героем Хорватии и вечным врагом Сербии. После этого в Югославии все пошло совсем как-то не так, и уже через 10 месяцев на территории Европы началась кровавая война, продлившаяся 10 лет.

И вот теперь все повторяется. По крайней мере, в Косово беспорядки уже начались. Будем надеяться, что полиции миссии Евросоюза и военным из НАТО удастся их остановить.

Хотя зачем гражданин США, пропущенный в VIP-ложу по указанию европейских чиновников, все это спланировал и устроил — тоже вопрос интересный.