Тема:

Страсти вокруг ЦДХ 15 лет назад

Здание ЦДХ уступит место "Дому-Апельсину"

В Центральном доме художника начинает свою работу VIII Международный художественный салон
В новом комплексе планируется разместить экспозиции, офисы, гостиницы, апартаменты и музей
В Центральном доме художника начинает свою работу VIII Международный художественный салон
В новом комплексе планируется разместить экспозиции, офисы, гостиницы, апартаменты и музей
Большая московская реконструкция – столичный Дом художника пойдет под снос. Появятся новые здания музея и галереи, после чего ЦДХ разберут и на его месте появиться нечто с VIP-апартаментами и офисами. Что именно – должна решить специальная комиссия. Единственный существующий на сегодняшний день проект – "Дом-Апельсин" Нормана Фостера уже вызвал оживленную дискуссию.

Большая московская реконструкция – столичный Дом художника пойдет под снос. Появятся новые здания музея и галереи, после чего ЦДХ разберут и на его месте появиться нечто с VIP-апартаментами и офисами. Что именно – должна решить специальная комиссия. Единственный существующий на сегодняшний день проект – "Дом-Апельсин" Нормана Фостера уже вызвал оживленную дискуссию.

Со зданием ЦДХ нужно что-то делать – разговоры об этом тянутся уже десяток лет. Реконструкция, реновация, расширение, или просто ремонт. Дом устарел – морально и физически. Один из главных советских долгостроев: проектировать начали еще в конце 50-х, построили только в 70-х. Творение архитекторов Николая Сукояна и Юрия Шевердяева – для своего времени это был манифест модернистской архитектуры, "наш ответ Помпиду".

"Я воспринимал это здание как одну из больших удач в советской архитектуре. Разрушать здание ЦДХ и ГТГ совершенно необязательно, это здание вполне легко подлежит реконструкции с усовершенствованием, и оно должно обрастать дополнительными площадями", – подчеркнул Евгений Асс, профессор МАРХИ.

В 2001м конкурс на реконструкцию устроили, но его никто так и не выиграл. Слово "снос" в этой истории появилось неожиданно – после презентации проекта архитектора Нормана Фостера. Безумная и беспощадная идея "не то дома, не то апельсина" заставила взволноваться тех, кто на Крымском живет – Третьяковскую галерею и Конфедерацию союзов художников.

"Мы всегда ставили вопрос о реконструкции. раньше шла речь о реконструкции без сноса, когда появилась идея строительства "апельсина", мы вначале встревожились", – вспоминает Масут Фаткулин, председатель исполкома Международной конфедерации Союза художников.

Встревожились, потому что не представляли, как такой наглый фрукт посягнет на просторы матушки-столицы. Идея соседства галерей и музея с элитным жильем, гостиницами, офисами – и вовсе абсурдна. Да и куда переезжать на время большой стройки?

Здание на Крымском валу уже давно прозвали "чемоданом без ручки" и сегодня оно как никогда оправдывает свое прозвище. Ремонтировать – тяжело, снести – жалко, а заменить "чемодан" на "апельсин" – как-то даже не остроумно.

Кстати, и Союз художников, и Третьяковка к существующему зданию претензий не имеют – сарай, конечно, но родной. Хотя и тесный. Но и против нового дома не возражают.

"Тех площадей нам не хватает, фондохранилища должны быть больше", – замечает Ирина Лебедева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи.

К тому же, Третьяковка уже давно мечтает разъехаться с добрыми, но совершенно ненужными соседями. Многолетние усилия по продвижению бренда "Третьяковская галерея на крымском валу" терпят фиаско. Дом у реки ассоциируется у публики только с ЦДХ. Список своих жестких технических требований к новому зданию галерея уже подготовила. Их обещали выполнить.

"Мы надеемся, что это здание будет построено здесь, на Крымском валу, и сдано под ключ, и только после этого ГТГ переедет. Наше основное условие – непрерывность деятельности музея", – говорит Ирина Лебедева, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи.

Реализацией проекта, который теперь называется "комплексное освоение территории", занимается рабочая группа. Она должна разработать концепцию строительства двух зданий. Одно – для Третьяковки, другое – для ЦДХ. А старый дом все-таки снесут. Об этом в четверг было заявлено уже официально.

"После окончания строительства и переезда организаций мы разберём это здание, которое не соответствует сегодняшнему дню и построим современное", – рассказал Владимир Ресин, первый заместитель мэра в правительстве г. Москвы, руководитель комплекса архитектуры и строительства.

При условии строительства двух отдельных зданий для художников и музейщиков получается, что снос ЦДХ, по сути, уже не проект, как сделать лучше, а простая расчистка территории. Два с половиной гектара золотой земли в самом центре города под "Апельсин" или другой претенциозный новострой.

"Снос ЦДХ – это вопрос ради чего. Тот проект Фостера, который был нам представлен, он сам по себе довольно забавный, интересный. Но он никаких проблем не решает", – считает Григорий Ревзин, архитектурный критик, обозреватель ИД "Коммерсантъ".

Масштабное строительство на Крымском валу, очевидно, мало что оставит и от территории парка скульптур "Музеон". И нет никаких гарантий, что в итоге на этой земле не вырастут такие фрукты, что на их фоне очагам культуры останется только тлеть.

"Это дело касается всех жителей города, которые должны решить, что им важнее – парк и культура напротив Парка культуры или очередной квартал очень дорогой коммерческой недвижимости. Никто меня не убедит, что здесь построят миллион квадратных метров галерей выставочных залов. Это будет другая жизнь", – настаивает Василий Бычков, директор Центрального дома художника.