Пилоты МЧС России борются за звание лучшего

Лучшие пилоты МЧС России собрались в подмосковном Ногинске, где проходят соревнования вертолетных экипажей. Летчикам предстоит показать, на что они способны в условиях, приближенных к экстремальным.

Лучшие пилоты МЧС России собрались в подмосковном Ногинске, где проходят соревнования вертолетных экипажей. Летчикам предстоит показать, на что они способны в условиях, приближенных к экстремальным.

Заснеженное летное поле, мокрый дождь с градом. Несмотря на ненастье, дежурный вертолет отправляется на метеорологическую разведку. Но вот вертолет разведки метеоусловий приземлился, и эта посадка — нормальная для спасателей и только для них, потому что только они могут работать в таких экстремальных условиях, когда с неба идет и снег, и и дождь.

Лучшие летные экипажи МЧС России со всей страны, из всех региональных центров, находятся наготове. У них это называется "лететь в молоко": поднимаясь даже на двести метров, пилот видит только белую мглу и работает по приборам.

Погода, как говорят спасатели, "бывала и хуже". Алексей Кузьминых — из Ростова, там сейчас плюс 20, лето. Он уверен, что победит хотя бы за счет темперамента. Ну и, конечно, мастерства.

Конкурс более чем серьезный. Первый Ми-8 появляется из туманной мглы и уверенно зависает, выпускает тонкие нити. На самом деле, это крепкие канаты, по которым слетают на землю десантники-профессионалы. Такой сценарий используют обычно при помощи тонущим во время наводнения, как в прошлом году в Хабаровском крае. Или, например, когда нужно срочно эвакуировать пострадавших с места ДТП. Таких в последнее время все больше на трассе Москва-Петербург.

В первый день конкурса опытные летчики дарят начинающим шоколад. Евгений Харченков знает, что такая традиция пошла со времен Великой Отечественной войны. Тогда пилотам боевых самолетов перед вылетом выдавали сладкое — глюкоза нужна для максимальной реакции, без которой нельзя в воздушном бою.

Так называемое "горизонтальное тушение": вертолет забивает условное пламя на крыше здания из брандспойта, установленного под кабиной, и это особое мастерство. Таково задание очередного этапа конкурса, который выполняют уже на вертолетах Ка-32.

Но основной "боевой лошадкой", как говорят в МЧС, остаются вертолеты Ми-8. Пилот-инструктор Михаил Асахов вспоминает, что летал на таких в Афганистане, над горами, которые плюются огнем. Он никогда этого не забудет. "В Афганистане борт пробила пуля, но долетели, выполнили боевое задание. Теперь я всегда глажу, похлопываю левый борт перед полетом. У каждого пилота своя примета", — признается он.

Приметы приметами, а жюри оценивает мастерство. Здесь лучшие состязаются с лучшими, а возможностей учиться пилотажному мастерству у тех, кто избрал себе карьеру летчика-спасателя, становится все больше.

Сегодняшний день — показательный для всех экипажей, каждый работает на максимуме возможностей. Завтра начнутся поэтапные соревнования, и целых три дня небо над полигоном в Ногинске будут рубить вертолетные лопасти. И только после этого мы узнаем, кто в МЧС России летает лучше всех.