Первую экзопланету могли открыть в далеком 1917 году

Астероид мчится к своей родной звезде, чтобы сгореть в её недрах

Астероид мчится к своей родной звезде, чтобы сгореть в её недрах
(иллюстрация Hubble ESA/Flickr).

Пересмотр работы 1917 года, проведённый именитым астрономом Беном Цукерманом, показал, что первую экзопланету могли открыть уже век назад. Ранее считалось, что самым ранним свидетельством обнаружения чужого мира стала публикация 1988 года.

В 1911 году никому не известный голландский астроном приехал в США в поисках работы. Поначалу он нашёл лишь неоплачиваемое место в Йеркской обсерватории (Yerkes Observatory) в Висконсине, но через год устроился на полный день в Обсерваторию Маунт-Вильсон (Mount Wilson Observatory) близ Лос-Анджелеса, где и проработал до своей смерти в 1945 году.

Звали молодого человека Адриан ван Маанен, и он своими исследованиями не завоевал себе какого-либо почётного места на "Аллее славы" мировой астрономии.

Однако, возможно, его имя в списки выдающихся деятелей науки внесёт Бенджамин Цукерман (Benjamin Zuckerman), признанный во всём мире специалист по белым карликам из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Недавно он поместил свою статью об историческом открытии ван Маанена на сайте препринтов arXiv.org.

Цукерман пересмотрел результат работы голландского астронома и пришёл к выводу, что тот в 1917 году впервые зафиксировал сигналы, которые указывали на существование планеты вне Солнечной системы.

Ван Маанен открыл белого карлика, которого впоследствии астрономы назвали звездой ван Маанена. Это тусклое светило является ближайшим к Солнцу и располагается на расстоянии 14 световых лет. Учёный исследовал спектр звезды и обнаружил очень большое количество линий, соответствующих тяжёлым химическим элементам таблицы Менделеева.

Дело в том, что белые карлики демонстрируют большое содержание водорода и гелия (и только) — это стандартная ситуация для этих светил. Весь материал, что падает на звезду извне, тут же поглощается её поверхностью, и оттуда не выходит ни одного сигнала-следа от упавших тел.

Откуда же могли взяться в спектре звезды ван Маанена свидетельства тяжёлых элементов? Как показали работы последних лет, проведённые Цукерманом и его коллегами, тяжёлые элементы указывают на наличие каменного мусора, обращающегося вокруг таких светил. Проще говоря, линии в спектре — свидетельство регулярного падения на звезду астероидов, которые впоследствии сгорают в её недрах.

Цукерман и другие учёные объяснили, откуда берутся эти астероиды и почему они стягиваются на белого карлика. Не раз в ходе своих исследований обнаружив в спектре таких звёзд тяжёлые элементы, учёные пришли к выводу, что они свидетельствуют о наличии близ карлика хотя бы одной большой планеты. Именно гравитационные возмущения этого небесного тела вызывают столкновение астероидов на их орбите, а затем и спиральное движение к звезде.

Современные наблюдения показывают, что присутствие в спектре белого карлика линий тяжёлых элементов прямо указывают на наличие у этого светила хотя бы одной планеты.
Это означает, что ван Маанен в своё время обнаружил сигнал существования самой первой экзопланеты. Конечно, сам голландец не был в состоянии правильно интерпретировать то, что увидел.

Современные астрономы лишь в 90-х годах начали выпускать работы, повествующие об открытии чужих миров вне Солнечной системы. Кто-то из астрономов, проверив прежние данные, писал, что первую экзопланету нашли в 1988 году. Но, как показывает работа Цукермана, это могло произойти значительно раньше.