Была, да сплыла: шведская армия не нашла русскую подлодку, но продолжает в нее верить


фото EPA

Шведские военно-морские силы сегодня свернули поиски таинственной и неуловимой подводной лодки у Стокгольмского архипелага. Операция продлилась неделю, стоила два с половиной миллиона евро и закончилась ничем. Но военные продолжают утверждать, что лодка была, но скрылась.

Шведские военно-морские силы сегодня свернули поиски таинственной и неуловимой подводной лодки у Стокгольмского архипелага. Операция продлилась неделю, стоила два с половиной миллиона евро и закончилась ничем. Но военные продолжают утверждать, что лодка была, но скрылась.

Корабли постояли в акватории Стокгольмского архипелага и легли на курс в родную гавань в восемь утра по местному времени. Ни чужеземных субмарин, ни даже рыбацких барок шведские моряки не обнаружили, но продолжают стоять на своем. Командующий операцией контр-адмирал Андерс Гренстад заявил – цитата – "Иностранная разведывательная деятельность имела место". Но подтвердить тип, национальность и форму операции иностранной державы не удалось.

В российском военном ведомстве подвели итоги шпионской эпопеи, употребив несколько метких сравнений. "Совершенно очевидно, что авторы захватывающей операции, руководствуясь известным наполеоновским принципом "главное — ввязаться в бой, а там посмотрим" изначально не просчитывали ее финала, а потому всеми силами оттягивают приближение своего фиаско. Не сомневаемся, что положенная по всем законам жанра развязка этой трагикомедии будет не столь фееричной, как ее начало. Поскольку шансов обнаружить и в этих сферах "русский след" не больше, чем было у Филле и Рулле в поимке Карлсона", — заявили в министерстве.

В итоге лодку не нашли, потому что, скорее всего, ее и не было, но одни только беспочвенные подозрения дали шведскому правительству повод прекратить военное сотрудничество с Россией. Однако, чем грозит нам этот разрыв? Да по сути ничем.

Искать врага в своих территориальных водах шведы начали в воскресенье. Изучали якобы перехваченный каким-то радиолюбителем сигнал, ушедший в сторону Балтийска. Специалисты подобные заявления называют бредом. Все сигналы с субмарин зашифрованы, проходят за десятые доли секунды, засечь нереально. Подобные измышления, впрочем, вполне в духе шведского руководства. Им периодически мерещатся русские подлодки, незаметно подкрадывающиеся к берегам Стокгольма, неизвестно только с какой целью. Владимир Валуев, в 2001-2006 годах занимавший пост командующего Балтийским флотом, вспоминает, что ему неоднократно приходилось убеждать шведов, что, во-первых, россиянам нечего делать в шведских территориальных водах, во-вторых, оружие, которое применяет наш флот, обладает такой мощностью, что "только умалишенный пойдет в эти воды, где много рифов и утесов".

А вот голландская дизель-электрическая подводная лодка "Брэйнвис" на прошлой неделе отрабатывала в непосредственной близости от Стокгольма практические задачи, в том числе и сценарий аварийного всплытия. И на этом снимке именно нидерландская субмарина, с другой ее не спутаешь. Шведские СМИ продолжают с удовольствием муссировать эту историю. В студии телевидения Йоран Фриск, которому не раз поручали искать тогда еще советские субмарины, с уверенностью утверждает, что подлодка – русская, но никак аргументировать своем мнение не может. Когда ведущая переходит на проблемы военных, Фриск подтверждает: проблемы есть, армию заставляют разоружаться. Возможно, в этом кроется объяснение столь бурной активности шведских военных. Как раз в эти дни в стране верстали бюджет. Благодаря шпионскому скандалу расходы на оборонку могли увеличить. Такого мнения придерживается, в частности, военный эксперт Игорь Коротченко. По его словам, целей у этой истории может быть две: выбить бюджет и ускорить вступление Швеции в НАТО.

Первая цель точно была достигнута. Военные траты скандинавского королевства вырастут в будущем году на 680 миллионов крон. Поисковая операция съела 20 миллионов крон — чуть больше двух миллионов евро, но, кажется, это того стоило.