Еженедельная программа "Вести.net" от 24 октября 2014 года

"Яндекс" и сеть кинотеатров "Формула Кино" запускают экспериментальную систему контроля билетов, купленных через Интернет. Также Яндекс решил обустроить российский рынок благотворительности. Практически вся остальная наша программа будет посвящена носимой электронике.

Привет, планета, это программа Вести.net, сегодня — из кинотеатра "Горизонт" на Комсомольском проспекте в Москве. Мы здесь потому, что на этой неделе Яндекс что-то зачастил анонсами, причем какими-то не поисковыми. Сегодня, понимаете ли, он собрал в кинотеатре журналистов здесь в 11 утра – во время, подходящее для сеанса для пионеров и пенсионеров.

"Яндекс" и сеть кинотеатров "Формула Кино" запускают экспериментальную систему контроля билетов, купленных через Интернет. Она должна исправить главный недостаток существующей схемы: пользователь бронирует место в кинозале через сеть, а потом все равно встает в кассу, чтобы получить, собственно, отрывной талон на вход. То есть, выгода для потребителя только в том, что можно заранее заказать места в нужном ряду. Для продавца же — выгоды вовсе никакой. Система, предложенная "Яндексом", позволит покупателю избежать посещения кассы. При покупке он просто получает QR-код, который сейчас умеют выдавать почти все онлайн-сервисы по продаже билетов. И этот QR-код на входе в кинозал прикладывает к считывающему устройству.

Для кинотеатра, в перспективе, это выгодно сразу по нескольким причинам.

"На любую продажу есть некие затраты. Та же самая зарплата кассира или еще что-нибудь. Аренда четырех квадратных метров, на которых он сидит, и так далее. Это затраты. Здесь, поскольку гости идут через Интернет, и мы не тратим ничего, кроме агентской комиссии агрегатору, вот, собственно говоря, у нас сокращаются затраты на эту историю. И вторая часть экономики это то, что у гостя меньше времени на процедуру получения билета, мы в кассу не стоим, можем сразу проходить в кинозал. Он приходит либо к самому сеансу, либо чуть заранее и время, которое раньше тратил в очереди, тратит на покупки у нас", — говорит технический директор "Формулы кино" Андрей Аликберов.
Для "Яндекса" все гораздо сложнее. В компании глядят довольно далеко в перспективу.

"Мы на самом деле инвестируем в рынок. В рынок электронных билетов. "Яндекс", вообще, так делает довольно часто. Например, с "Яндекс.Такси" был, мне кажется, один пример. Запуск "Яндекс.Такси" спровоцировал рост этого рынка. То же самое мы пытаемся сделать сейчас — мы хотим спровоцировать рост рынка. Мы, безусловно, один из игроков, который представлен на этом рынке. Если рынок вырастет в разы, то наши доходы от присутствия на этом рынке пропорциональным образом вырастут", — считает руководитель службы "Яндекс.Билет" Светлана Перловская.

По сути, "Яндекс" предлагает просто свое коробочное решение для кинотеатров, которое заметно дешевле специальных билетных сканеров. Хотя бы потому, что техническая сторона вопроса очень проста: массовый планшет – Ipad Mini, да еще и первого поколения, который работает с сервером кинотеатра даже без выхода в Интернет — просто wi-fi. Вся система электронного контроля монтируется на месте, буквально, "на коленке", за считаные дни. Для "Формулы Кино" "Яндекс" вообще ставит терминалы за свои деньги. Цель проекта — сделать так, чтобы, по меньшей мере, один из четырех билетов в кинотеатр продавался через сеть. Сейчас средний показатель по стране — около шести процентов.

Двумя днями раньше яндексоиды тоже собирали журналистов — тех же самых людей; правда, Яндекс был немножко другой: Яндекс.деньги (по большей части они сейчас принадлежат Сбербанку). Сотрудники сервиса представили платформу для сбора денег. Хорошо звучит?

Яндекс решил обустроить российский рынок благотворительности. 22 октября компания представила набор инструментов под общим названием "Вместе". Его суть в том, чтобы свести в единую, удобную инфраструктуру и тех, кто собирает деньги, и тех, кто их жертвует.

Весь набор разделен на три уровня. Первый — "страница" для сбора денег. Это простейший сайт, на котором можно указать, на что вы собираете деньги, а также разместить любую фотографию.

"И эти страницы создаются буквально за пару кликов. С их помощью можно собирать деньги с банковских карт или кошельков электронных денег", — поясняет директор по маркетингу "Яндекс.Деньги" Евгений Николаев.

К странице привинчено платежное окошко, которое делает процесс пожертвования аналогичным оплате товаров в интернет-магазине. Соответственно, эту страницу можно потом размещать везде, где необходимо: в социальных сетях, на форумах и так далее.

Следующий этап — это так называемая "форма". Все то же самое, только уже не для физлиц, а для организаций.
"Для тех же благотворительных организаций, которым нужно начать собирать деньги буквально прямо сейчас. Они заполняют формы реквизитов на нашем сайте, копируют код формы и вставляют его на свой сайт точно так же, как это делается для каких-то роликов, которые все в Интернете показывают. Это очень легко и просто", — продолжает Евгений Николаев.

В отличие от "страницы", получатель может принимать деньги не только на свой аккаунт в Яндексе, но и на банковский счет. С платежей Яндекс берет комиссию в 3 процента, но не менее 30 рублей, а получатель может вычесть из полученных средств НДС. При этом принимаются только анонимные взносы, которые, по закону, не могут превышать 15 тысяч рублей.

И, наконец, наиболее серьезный инструмент — "касса".
"Это удобный способ для благотворительного фонда, благотворительной организации принимать пожертвования с любого способа платежа: банковских карт, электронных денег, наличных и делать автоматические пожертвования. Это очень-очень просто для них и не требует никакой разработки", — подчеркнул директор по маркетингу "Яндекс.Деньги" Евгений Николаев.

Это полный функционал, с возможностью вести бухгалтерию. Сайт для сбора денег в этом случае делает сам Яндекс по заявке. А заявитель, в свою очередь, должен доказать, что он — благотворительный фонд. Например, организация должна быть в реестре Минюста. Возможны и другие варианты проверок, но в Яндексе пока не уточняют, какие.

Все это должно, по мнению руководства Яндекса, в обозримой перспективе расширить рынок благотворительности в России в десятки раз. Сейчас он ничтожно мал — всего около 10 миллионов долларов в год. Для сравнения, в США — около 3 миллиардов. Это, кажется, единственная цель.

На новом сервисе Яндекс ничего не зарабатывает, комиссия призвана лишь окупать проект. "Комиссия на этих операциях минимальная, мы на них непосредственно не зарабатываем. Но мы учим за счет этого сегмента самих пользователей платить в Интернете, мы увеличиваем проникновение интернет-платежей в обычную нашу пользовательскую аудиторию. И за счет этого, сначала он даст денег на хорошее дело, а потом заплатит за что-нибудь еще другое", — поясняет гендиректор "Яндекс.Деньги" Мария Грачева.

Любопытно, что новый инструмент Яндекса, на первый взгляд, похож на неплохую площадку для краудфандинга. Создатели говорят, что он может и это, однако сомневаются, что существующим краудфандинговым платформ он нужен. Проблем с платежами там, говорят в Яндексе, нет. Есть другие проблемы — с реализацией проектов.

"Это не сомнения мошенник он или не мошенник, сбежит он с деньгами или не сбежит, это как раз поддается проверке. А недоверие к компетентности того человека, который собирает деньги. Он справится с той задачей, которую перед собой ставит, или не справится? – поясняет Мария Грачева проблемы, которые стоят перед краудфандинговыми площадками. — До тех пор, пока мы не научимся, пока сам рынок не научится свои успешные кейсы вытаскивать на поверхность и показывать, что люди в России умеют, собрав деньги, их реализовать, рынок расти не будет".

Именно поэтому и объем рынка краудфандинга у нас исчисляется сотнями миллионов рублей, по сравнению с миллиардами долларов на Западе.
Есть, впрочем, кроме нехватки матчасти, которую Яндекс взялся компенсировать, проблемы и у благотворительности.
Например, множество фальшивых запросов, вроде сбора средств на лечение несуществующего человека. Или, скажем, на производство или закупку запрещенных веществ или предметов.

"Яндекс.Деньги" уже довольно давно являются площадкой для сбора денег. Сейчас она стала удобнее, но и для злоумышленников тоже.

Конечно, "касса" Яндекса должна частично эту проблему решить, переведя большинство официальных фондов в отдельную, контролируемую среду. Но в случае с частной благотворительностью главным "стражем порядка" остается сам жертвователь. Так что, совершая добрые дела, нужно тщательно проверять информацию о получателях платежей.

Практически вся остальная наша программа будет посвящена носимой электронике. На прошедшей неделе новостей на эту тему было так много, что становится ясно: в мире потребительского хайтека wearable — это "новый черный".

16 октября на мероприятии Dreamforce Cloud Expo, прошедшей в Сан-Франциско в один день с презентацией Apple, фронтмен популярной группы Black Eyed Peas — will.i.am — продемонстрировал свой взгляд на будущее нательной электроники. Музыкант анонсировал браслет Puls, работу над которым его компания i.am+ вела последние два с половиной года.

Will I Am позиционирует новое устройство, как аксессуар от мира моды, способный, однако, выполнять разнообразные медийные задачи — показывать время, проигрывать музыку, считать сожженные калории, работать с популярными приложениями типа Twitter, Facebook (запрещена в РФ) и Instagram (запрещена в РФ), принимать почту, а так же звонки и смски. Puls обладает 3g модулем, sim-картой и не требует наличия смартфона. Именно за счет этой независимости и упора на дизайнерскую составляющую браслета Will I Am рассчитывает конкурировать с уже существующими умными часами от крупнейших производителей, которым пока не удается привлечь достаточного внимания покупателей.

Но браслет — это лишь основная платформа, объединяющая целую линейку умных фэшн-продуктов, запланированных музыкантом. По словам will.i.am’а его компания уже разработала умные стельки, измеряющие вес и шаги пользователя для подсчета сожженных калорий, очки со встроенной фотокамерой, а так же особый, весьма амбициозный способ заряжать все эти устройства. По идее will.i.am’a носимая электроника должна получать питание непосредственно от контакта с одеждой. По этой причине рэппер выпустит отдельную линию одежды, снабженную аккумуляторами, которые будут поддерживать жизнь браслета Puls на протяжении двух-трех дней.

Несмотря на то, что многие расценивают инициативу will.i.am’а, как весьма и весьма рискованную, сам музыкант, как кажется, не сильно переживает по поводу возможных неудач. В прошлом он уже участвовал в проектах подобного рода. В частности, выпускал собственную линию одежды и являлся со-основателем компании Beats, в последствии выкупленной Apple.

“Я вижу что-то, я придумываю что-то, и я хочу осуществить это, — говорит will.i.am. — Что плохого может произойти? Я уже выбрался из гетто. Смогу и еще раз. Я не боюсь риска потерять деньги, я боюсь потерять возможность создать клёвое будущее.”

“Нательная электроника не будет развиваться за счет гигантов прошлого. Наоборот, только маловероятный кандидат сможет развить эту идею и принести её на рынок” — написал музыкант в блоге Huffington Post — “Название говорит само за себя — вы носите вещи на своём теле. Но люди от мира техники не умеют одевать людей, это задача фэшн-индустрии. Я заметил пустоту и захотел воспользоваться возможностью заполнить промежуток между миром моды и нательными устройствами”

К идее того, что нательная электроника должна быть не только полезной, но и аутентичной, постепенно приходят и крупнейшие производители. Так, часы Moto360 вызвали большой ажиотаж, фактически, исключительно за счет своего сходства с нормальными, привычными часами. Google, по слухам, заключает контракты с дизайнерами оправ, что бы сделать свой Glass более привлекательным для не-гиков, а Intel, где Will I Am числится креативным директором, планируют выпустить свои дизайнерские умные браслеты MICA. Однако — только для женской аудитории.

На поле умной надеваемой электроники уже начались тихие бизнес-скандальчики, даром, что почти никто в этом секторе не зарабатывает. Что называется, делят рынок неубитого медведя. Или, как там у биржевиков, — быка.

На поле создателей "умных часов" пополнение. Новый игрок — компания Fitbit, известная своими недорогими, но довольно функциональными фитнес-трекерами, собирается выпустить гаджет, способный составить конкуренцию полноценным "умным часам". Уже и название имеется — Fitbit Surge.

Как следует из материала журналистов издания The Verge, в руках которых оказались "утекшие" маркетинговые документы, компания планирует позиционировать устройство как "суперчасы", ориентированные на серьезные занятия спортом. Что не удивительно, ведь Fitbit настоящий профессионал в этой области. Часы Surge имеют встроенный модуль навигации GPS, что, вероятно, пригодится любителям бегать, оснащены системой мониторинга пульса PurePulse, анализируют физические параметры и состояние здоровья владельца в реальном времени.

Спортивные часы предполагается носить, не снимая все время (что подразумевает их длительную работу), для более полного и детального контроля всех функций организма пользователя. Носимый гаджет Surge учтет все потраченные калории, количество лестничных пролетов, которые пользователи преодолели за день, продолжительность физической активности владельца в течение дня и все пройденное им расстояние за день.

Помимо этого, гаджет от Fitbit проследит за качеством сна и выдаст рекомендации по режиму отдыха, а также разбудит пользователя в нужный час. Побуждать пользователя к организации здорового досуга назначена стимулирующая система вознаграждений значками.

Все показатели можно отслеживать и анализировать с помощью приложения для смартфонов на Android или iOS. На часы можно получать уведомления со смартфона, с них же доступно управление вопроизведением музыки на нем. Цена установлена на уровне "умных часов" с Android Wear и ненамного ниже базовой версии часов Apple Watch — Surge будет стоить 249 долларов.

Интересна здесь подача гаджета. Дело в том, что несколько недель назад Fitbit публично признала, не планирует интеграцию своих браслетов с HealthKit — платформой Apple для мониторинга здоровья пользователя. И намекнула, что внутри компании ведется работа над другими проектами. В ответ Apple остановила продажу фитнес-трекеров Fitbit в сети своих розничных магазинов. Возможной причиной тогда назвали запуск Apple собственных носимых устройств, Apple Watch, имеющих функционал фитнес-трекеров. И теперь, когда уже известны спецификации новых "суперчасов" от Fitbit, становится понятно, что компания строит устройство, которое будет конкурировать непосредственно с Apple Watch.

Конечно, Fitbit не единственная компания, которая создает "умные часы". На поле уже давно обозначились Intel, Samsung, Microsoft, Pebble (последний, правда, не измеряет сердечный пульс. Пока.), и другие игроки. Но негласным лидером все равно считается Apple, только анонсировавший появление своих Watch в 2015 году.

Дело в том, что платформа Apple собирает данные из других приложений и устройств (в том числе других производителей), и поэтому создатели фитнес-трекеров обычно заинтересованы во включении в эппловскую экосистему.

Но у Fitbit есть довольно веское основание выходить на это поле в одиночку — дело в том, что, согласно исследованию NPD Group, компания занимает от 50 до 70 процентов рынка фитнес-трекеров. А это очень хорошая фора в гонке за аудиторией нового, растущего рынка носимых гаджетов. Плюс, у Fitbit есть чуть больше времени на завоевание симпатий пользователей, по крайней мере несколько месяцев до того, как в продажу выйдет Apple Watch.

Компания Майкрософт, которая и на мобильный рынок еле еле вползла, купив Нокию — теперь срочно пытается сократить отставание в новой гонке этих носимостей. Я вижу какую-то такую сценку: Что нам делать? Все прочие уже сделали умные часы или пообещали. Так и вы обещайте.

Корпорация Microsoft в ближайшие недели анонсирует собственные умные часы — об этом пишут все крупные IT-издания. Выпустить новинку в продажу планируется до наступления новогодних праздников, так как Microsoft не хочет пропустить период повышенного спроса потребителей на технику.

Предполагается, что наручный гаджет от компании Била Гейтса будет заточен под здоровье и фитнес, в частности, он способен в фоновом режиме измерять пульс днем и ночью, считать количество шагов и калорий, потраченных пользователем. Также умные часы будут поддерживать соединение с мобильными устройствами на различных платформах. В том числе, подразумевается поддержка конкурирующих операционных систем — Android и iOS, что соответствует стратегии нового генерального директора корпорации Сатьи Наделлы, который стремится к охвату как можно большей пользовательской базы продуктов Microsoft вне зависимости от того, разработана ли при этом используемая операционная система самой Microsoft или ее конкурентом.

По этому же принципу ранее в корпорации создали приложение Analog Keyboard — это своеобразная клавитура для умных часов, которая, вероятнее всего, будет также представлена и в новых смартвотч от Microsoft. Клавиатура позволяет рисовать буквы на экране для ввода текста. Изначально приложение создавалось под Android Wear. Дело в том, что гугловская платформа для носимой элеткроники не предусматривает экранную клавиатуру, потому что ввод текста происходит с помощью голосовых команд. Но, например, в метро или в шумных местах голосовой ввод команд просто не работает.

Analog Keyboard от Microsoft не загромождает экран часов полной QWERTY клавиатурой с крошечными клавишами, на которые трудно попасть пальцем. Вместо этого ввод осуществляется постепенно каждой буквой, цифрой или символом. Конечно, это процесс не быстрый. И пока клавиатура поддерживает только строчные буквы, без заглавных. Поэтому в Microsoft все еще называют приложение Analog Keyboard прототипом — несмотря на то, что оно давно доступно для свободного скачивания. Тем более, что клавиатура потребляет много заряда, так как вся обработка выполняется самими часами, а не телефоном или в облаке. Среди положительных сторон приложения Analog Keyboard стоит отметить автоматическое исправление для часто используемых слов, так что можно не бояться опечаток.

Надо признать, это будет логичный шаг, что Analog Keyboard окажется предустановлена в умных часах Microsoft. Кроме того, наличие клавиатуры говорит о том, что, вероятно, с часов можно будет что-то куда-то написать — смс или письмо или пост в соцсеть или же это будет какой-то чат — пока непонятно. Но возможность переписываться логично приводит к вопросам о емкости батареи умных часов, тем более, что в компании признают, Analog Keyboard довольно прожорливое приложение. По слухам, время автономной работы обещанного носимого гаджета составит двое суток при обычном использовании. Этот показатель умных часов Microsoft планирует сделать более продолжительным, чем у аналогичных устройств Samsung и Motorola.

Время работы умных часов является одним из самых важных показателей. Часы Motorola Moto 360 сразу после выхода были раскритикованы за то, что если батарея села, то гаджетом нельзя воспользоваться даже как простыми часами — он полностью отключается. Apple, представив умные часы Watch, не назвала время их автономной работы. Позже ресурс Re/code сообщил, что этот показатель составляет не больше суток, то есть равен среднему значению по рынку, что в Apple считают не приемлемым. Предполагается, что Apple решила выпустить Watch в продажу лишь в 2015-ом году, так как к этому времени рассчитывает увеличить время работы от батареи.

Интересно, что об умных часах от Макрософт мы начали рассказывать еще в апреле 13-го года. Но это был не первый подход корпорации к носимой электронике. В Microsoft новую тенденцию предвидели еще более 10 лет назад. И можно смело сказать, что Майкрософт возвращается к созданию смартвотч. Больше 10 лет назад в 2002 году один из основателей компании Билл Гейтс представил инициативу Smart Personal Objects Technology (или коротко SPOT), целью которой стало расширение функциональности привычных предметов, которыми люди пользуются изо дня в день, за счет внедрения в них программного обеспечения.

Часы SPOT Watch даже поступили тогда в продажу — для передачи информации использовалась радиосвязь в FM-диапазоне — однако в 2008 г. они были сняты с производства. А в начале 2012 года Microsoft полностью отказалась от инициативы SPOT. По мнению IT-журналистов, компания точно уловила одну из будущих тенденций, однако не смогла точно понять, как новую технологию стоит внедрить в жизнь людей, либо это было преждевременно.

На самом деле, и до сих пор носимая электроника — в значительной степени — поле для экспериментов. Ни в одной из компаний точно не знают, что именно нужно пользователям в умных часах, поэтому создатели пробуют самые странные функции и приложения. Впрочем, может быть сейчас самое подходящее время для этого, вероятно, именно сейчас наступил ТОТ самый этап, когда пользователи готовы принять “умные часы” в свою жизнь.

По прогнозу CCS Insight, рынок нательной электроники будет одним из самых перспективных. К концу 2018 г. свыше 250 миллионов людей во всем мире будут пользоваться умными часами, что в 14 раз больше по сравнению с 2013 годом.

Время наше истекает, смотрим фишку недели.

Итоговая программа Вести.net вернется к вам в следующие выходные, а до тех пор смотрите наши ежедневные новостные выпуски, а также наше “радио-приложение “Интернет-кафе собака”, которое выходит по воскресеньям на Вести-ФМ в 17 часов 10 минут. Планета, пока!