На санкции россияне ответили силой земли

В России есть места, куда деньги идут охотно. Хороший пример – Калужская область. Целый ряд европейских крупнейших компаний, несмотря на оказываемое давление, продолжает контакты с регионом.

Экономика не только Европы, но и огромных мировых пространств сейчас "проседает". Общий тренд — поиск дополнительных ресурсов развития в деофшоризации. Офшоры — это микроскопические иностранные государства, где налоги меньше. Для России компании, зарегистрированные там, — настоящее бедствие. Таких у нас — море. Работают, но налогов стране не платят. Больницами и дорогами пользуются, полиция и армия их защищают, а в общую копилку они не докладывают. Даже мельчайшие образования в системе ЖКХ становятся в России иностранными и уводят деньги за границу. Дело доходит до анекдотов.

Блогеры недавно раскопали, что фирма, собиравшая в Москве платежи за паркинг, учреждена на Кипре. Не странно ли? И так — от мала до велика, от мелких фирм до крупных корпораций. Зарабатывают здесь, а прибыль от налогов уводят туда. Как стране жить?

Масштаб бедствия точно не берется назвать никто — он колоссален. По самым радикальным оценкам, которые приводит первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов, до 70% нашей экономики — в офшорах. Что это означает?

То, что конечные владельцы гигантских автомобильных заводов, известных всем нефте- и газодобывающих компаний, горнорудных комбинатов, электростанций, даже аэропортов, водоканалов, огромных столичных торговых и офисных центров — иностранные компании, зарегистрированные не в России, а где-то на Виргинских островах, в Гибралтаре или на Сейшелах. Все это как бы здесь и как бы нет. По крайней мере, несметные деньги от налогов со всего этого утекают.

Владимир Путин мягко призвал бизнес к деофшоризации еще в президентском Послании 2012 года и тогда же поручил правительству принять соответствующую программу. Спустя год результатов не заметил, о чем прямо и сказал в Послании 2013 года. Прошел еще год, правительство никакого законопроекта не внесло. Двухлетнюю заминку в канун президентского послания 2014 года преодолели депутаты Госдумы.

22 октября именно они наконец-то внесли законопроект, который предложит всем нашим гражданам платить налоги в России. Пока это поголовно делают лишь заводские рабочие, военные и школьные учителя. Новый закон попросит и наш офшорный бизнес, образно говоря, "оставлять деньги в семье". Здесь живешь и зарабатываешь — здесь и плати налоги.

Редчайший случай — инициативу поддержали все фракции: коммунисты, единороссы, ЛДПР и "Справедливая Россия". При таком консенсусе глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров прогнозирует, что закон будет быстро принят и заработает уже с нового года.

Закон называется "О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний". Сокращенно такие компании называют КИКами. КИК — контролируемая иностранная компания. Фактически это и есть на жаргоне офшор. Запрещают теперь их? Нет. Если нужно почему-то для бизнеса, то можно. Просто плати здесь налоги: 13% — физическое лицо, 20% — юридическое. Вообще-то, по мировым меркам — ставки мечты. Во Франции, например, или в Штатах подоходные налоги в разы выше.

Законопроект предусматривает, что предприниматели добровольно объявляют о контролируемых ими иностранных компаниях. Такие уведомления должны поступить в налоговую инспекцию к 1 апреля будущего года, но реально налоги нужно будет начать платить лишь в 2017 году. Тогда уже утаивание КИК будет караться штрафом в размере 20% от неуплаченного налога. То есть налог все равно придется заплатить и плюс 20%. Так что лучше будет прибыль безболезненно вернуть в Россию и уже здесь пустить в дело.

Для физических лиц новый закон — очевидно в плюс. Компании же могут сейчас затянуть старую песню о тяготах жизни дома. Но ведь и за границей не сахар. Риски могут оказаться куда больше. Разве не свежи в памяти родные миллиарды, конфискованные по требованию ЕС на Кипре? А санкции и недружественная среда? Да и офшоры "хлопают" один за одним. Разве не противно скитаться? Сидеть, как мышь под метлой?

Не надежнее ли вернуться домой и увеличить свою конкурентоспособность вместе с Россией? Да и как-то честнее. Едешь мимо школы и думаешь: есть в ней и мои налоги. Не стало привычной ямы на улице — работают мои налоги. Может, чем на джипах по бездорожью рассекать, лучше налоги заплатить? Как-то приличнее будет. Вообще "вернуться домой" становится в мире модным трендом. За это уважают везде на планете.

Понятны отговорки: налоги заплатим, их разворуют. Да, но вернув деньги в страну, вы получаете право голоса и имеете моральное право спрашивать. Вот оно, гражданское общество. А если все там, а вы здесь, то вы — часть круговой поруки. Чему тогда удивляться? Так или иначе, а есть в России места, куда деньги идут охотно. Хороший пример — Калужская область.

Из окна новенькой высотки Калуга выглядит эффектно, современно и привлекательно. Выгодно вписаны в исторический ландшафт хорошего качества только что построенные дороги. Сверкают никелем трубы и корпуса технопарков.

Калуга — на первом месте по числу экспатов — привлеченных зарубежных специалистов. Целый ряд европейских крупнейших компаний, несмотря на оказываемое давление, продолжает контакты с регионом. И хотя французская семья Аубалт явно скучает по любимому сыру с плесенью, демократичные калужские огурцы им пришлись по вкусу.

"Европейские СМИ не очень хорошо отзываются о России. Многие наши друзья говорят нам, что мы сумасшедшие, что поехали в Россию. Но здесь очень хорошие перспективы для работы. Мы строим фармацевтический завод по производству инсулина", — рассказал Габриэль Аубалт, сотрудник фармацевтической компании.

19 миллиардов инвестиций только в развитие заводов концерна Volkswagen — таков ответ области на санкции. Огромные производства с новейшим оборудованием, десятки специалистов уже работают, сотни новых мест появляются в смежных производствах.

Первые отечественные двигатели для Volkswagen выходят из цехов новейшего завода. Предсерийное испытание. Зарубежные компаньоны своей работой в России довольны и ни о каких санкциях слышать не хотят.

"Мы не испытываем никакого дискомфорта. Наш бизнес в России — вне политики. Глупо сворачивать работу, когда перед тобой такой перспективный рынок. Все директора Volkswagen живут в России и чувствуют себя уверено. Политическая нервозность пройдет, а автомобили останутся", — уверен Франк Хазе, директор по закупкам завода Volkswagen Group Rus.

Отношения с Евросоюзом здесь нарабатывали годами, и чтобы не навредить общему делу, калужане идут по своему пути: увеличивают официальные квоты на привлечение российских инженеров и рабочих.

Удивительно, но еще недавно, Россия даже полихлорвинил для внутренней обшивки машин закупала за границей. Сегодня Губернатор Калужской области презентует новый Volkswagen. Автомобиль полностью состоит из отечественных комплектующих.

Что касается продаж, то они и в Европе, и в России с начала года все же упали. Минус 35% — причина приостановки производства на пять рабочих дней.

С ростом евро предприниматель Владимир Соловьев понял: продавать брусчатку по старой цене (сегодня покупатель экономит каждую копейку,) — значит, не заработать ничего. Небольшое предприятие торгует по себестоимости. Дополнительные средства на развитие получают за счет, как сами говорят, "негласных ответных санкций".

Животноводство — главная отрасль калужского сельского хозяйства. Ежедневно здесь надаивают тысячи тонн молока и отправляют их на переработку в столичный регион. Но санкции пришли и в коровники. Молочный бизнес ответил на политические риски компьютерным миксером для смешивания кормов и автоматическими доилками.

"Наш бизнес абсолютно автономен, мы не нуждаемся в закупках извне. И наша ферма — пример того, что мы обязаны и можем поднимать свое сельское хозяйство", — отметил инвестор Георгий Гвелисиани.

На улице — минус десять, а на ферме Владимира Кузьмина всегда тепло и пахнет сметаной. Модное в московских супермаркетах непастеризованное молоко доит робот. Корову направляет лазерный луч, кормит компьютер — через "компенсационный лоток". Крестьяне повышают конкурентоспособность. О ней часто вспоминают на калужском рынке. И покупатели, и продавцы уверены: независимость от зарубежных товаров — реальный гарант национальной безопасности.

Рынок — главный экономический показатель в любом регионе. В Калуге — вдоволь всего: качественного мяса, свежих фруктов, жирного молока. И хотя многое было произведено с применением европейских технологий, когда такое изобилие по доступным ценам, то уже не важно, что было в начале, потому что в регионе, где нет нефти и газа, главное богатство — это люди и их руки, которые любят и умеют работать.

Отечественная история помнит множество попыток Запада перекрыть кислород России. О том, что нужно полагаться только на себя, калужане знают не по наслышке. 1480 год. Великое стояние на реке Угра. Войска удельного князя Ивана Третьего — против татаро-монгол под предводительством хана Ахмата. Панорама художника Рыженко. В тех октябрьских сражениях на этой земле сложилось будущее Московское государство, главным девизом которого стали слова первого царя всея Руси: "Москва — третий Рим! Четвертому не бывать".

"В Калуге человек ассоциирует себя с землей, напитывается ее энергией. Место буквально рождает народ, который преодолевает любые трудности и готов идти вперед, уверенно смотрит в будущее", — сказал Виталий Бессонов, заместитель министра культуры и туризма Калужской области.

Самый богатый не северный регион и к тому же не имеющий природных богатств — это Калужская область. Средний доход на семью — 50- 60 тысяч рублей. Цену каждой копейке, вложенной в будущее области, лучше других знает местный губернатор. Анатолий Артамонов любит, как он сам говорит, ходить по земле. Смотрит на бескрайние просторы и объясняет, что экономику страны сегодня срочно нужно диверсифицировать, чтобы не только нефть, а еще, например, авиаперевозки. Не самый удаленный город — до Москвы чуть больше часа на машине — строит ударными темпами новый аэропорт.

"Для начала нам нужно выйти из зоны комфорта. Начать вставать на час раньше. Представляете, каждый гражданин страны начнет больше работать и принесет миллиардные прибыли государству в котором живет!" — подчеркнул Артамонов. И таких рецептов у калужан много.