Культурный антрополог Шейн Макфарлан (Shane Macfarlan) из университета Юты вместе со своими коллегами долгое время изучал воинственный народ яномамо. Эти индейские племена, проживающие в тропических лесах на севере Бразилии и юге Венесуэлы, считаются народом, постоянно пребывающим в состоянии междоусобной войны.
"Представьте, что вы — член одного из племён яномамо. Кто-то из вашей деревни был убит, и вы организуете отряд, чтобы свершить кровную месть. Кого вы выберете для борьбы с вами плечом к плечу? Скорее всего, ваших братьев", — рассказывает Макфарлан, который выступил в роли ведущего автора нового исследования.
Согласно эволюционной теории и значимости генеалогии по мужской линии в социальной структуре яномамо, можно предположить, что уникаи, или воины, всегда являются кровными родственниками мужского пола, которые проживают в одном и том же сообществе всю свою жизнь.
Макфарлан решил проверить эту гипотезу, проанализировав данные, собранные в 1960-х и 1970-х годах знаменитым исследователем яномамо Наполеоном Шаньоном (Napoleon Chagnon). Этот учёный, чьи выводы считаются довольно спорными, внёс огромный вклад в изучение воинственности и генеалогии тропического народа.
К своему удивлению, команда из Юты обнаружила, что большинство воинов, которые организуют согласованные походы с целью убийства, вовсе не являются братьями друг другу. В лучшем случае в одном отряде оказывались двоюродные, но не родные братья.
Однако, как выяснилось, члены одного отряда чаще всего были связаны через брак: у 70% женатых воинов были супруги, кровно связанные с одним из "сослуживцев".
В статье, опубликованной в журнале PNAS, Макфарлан и его коллеги предлагают новую интерпретацию идей Шаньона о том, что воины имеют большую значимость в социуме племени, и том, что битва является своеобразной формой социальной кооперации.
"Люди способны сотрудничать в рамках сложных мероприятий, таких как война на чужих территориях в условиях отсутствия кровных родственников. И это отличительная черта Homo sapiens в целом", — отмечает Сара Мэтью (Sarah Mathew), антрополог из университета Аризоны, которая не принимала участия в исследовании Макфарлана, но ознакомилась с его результатами.
Отметим, что Шаньон, который прожил около трёх лет в племенах яномамо и исследовал все аспекты их культуры и социальной жизни, мог сделать неверные выводы из своих наблюдений. Критики его работы обвиняют его в несоблюдении традиций, а также в излишней предвзятости. Существует даже идея, что яномамо были признаны Шаньоном жестоким народом, чтобы оправдать попытки вторжения правительств соседних государств на их территорию.
Со своей же стороны Макфарлан отмечает в пресс-релизе, что Шаньон предоставил миру самый исчерпывающий набор данных об этой народности. Особенно важно то, что учёный проводил свои наблюдения в то время, когда яномамо ещё не подверглись значительному влиянию цивилизации извне.
Так или иначе, новое исследование позволяет развить идеи, предложенные после открытий Шаньона почти полвека назад. В 1988 году исследователь сообщил в журнал Science о том, что воины яномамо в любой отдельно взятый период времени имеют больше жён и детей, чем другие невоинственные члены племени.
Он предположил, что, будучи воином, человек обретает более высокое социальное положение и становится более привлекательным брачным партнёром. Его предположение о том, что война и насилие являются "адаптивным" поведением, то есть позволяющим легко адаптироваться к правилам социума, повлекло за собой жаркие споры в научном сообществе.
В своей новой работе Макфарлан доказал, что основное преимущество, которым могу пользоваться воины яномамо, это возможность создавать прочные социальные связи вне круга своих кровных родственников и даже за пределами собственной деревни. Именно так они получают доступ к женщинам и рассматривают их в качестве потенциальных жён.
Эти выводы позволили учёным предположить, что война и насилие в случае небольших племенных народностей действительно являются методом кооперации. В любом случае это ещё предстоит проверить на примере других племён, возможно, даже с других континентов.