Брат ты мне или не брат: учёные изучили отношения воинов тропических лесов

Битва между племенами яномамо, фото 1965 года

Битва между племенами яномамо, фото 1965 года
(фото Napoleon Chagnon).

Воины яномамо имеют больше жён и детей, чем другие невоинственные соплеменники

Воины яномамо имеют больше жён и детей, чем другие невоинственные соплеменники
(фото Napoleon Chagnon).

Битва между племенами яномамо, фото 1965 года
Воины яномамо имеют больше жён и детей, чем другие невоинственные соплеменники
Антропологи изучили народность воинов яномамо, проживающих в тропических лесах близ Амазонки. Считалось, что группы воинов состоят исключительно из кровных братьев, которые вместе ходят в военные походы и живут в одном и том же сообществе всю жизнь. Однако оказалось, что всё несколько сложнее.

Культурный антрополог Шейн Макфарлан (Shane Macfarlan) из университета Юты вместе со своими коллегами долгое время изучал воинственный народ яномамо. Эти индейские племена, проживающие в тропических лесах на севере Бразилии и юге Венесуэлы, считаются народом, постоянно пребывающим в состоянии междоусобной войны.

"Представьте, что вы — член одного из племён яномамо. Кто-то из вашей деревни был убит, и вы организуете отряд, чтобы свершить кровную месть. Кого вы выберете для борьбы с вами плечом к плечу? Скорее всего, ваших братьев", — рассказывает Макфарлан, который выступил в роли ведущего автора нового исследования.

Согласно эволюционной теории и значимости генеалогии по мужской линии в социальной структуре яномамо, можно предположить, что уникаи, или воины, всегда являются кровными родственниками мужского пола, которые проживают в одном и том же сообществе всю свою жизнь.

Макфарлан решил проверить эту гипотезу, проанализировав данные, собранные в 1960-х и 1970-х годах знаменитым исследователем яномамо Наполеоном Шаньоном (Napoleon Chagnon). Этот учёный, чьи выводы считаются довольно спорными, внёс огромный вклад в изучение воинственности и генеалогии тропического народа.

Битва между племенами яномамо, фото 1965 года
(фото Napoleon Chagnon).

К своему удивлению, команда из Юты обнаружила, что большинство воинов, которые организуют согласованные походы с целью убийства, вовсе не являются братьями друг другу. В лучшем случае в одном отряде оказывались двоюродные, но не родные братья.

Однако, как выяснилось, члены одного отряда чаще всего были связаны через брак: у 70% женатых воинов были супруги, кровно связанные с одним из "сослуживцев".

В статье, опубликованной в журнале PNAS, Макфарлан и его коллеги предлагают новую интерпретацию идей Шаньона о том, что воины имеют большую значимость в социуме племени, и том, что битва является своеобразной формой социальной кооперации.

"Люди способны сотрудничать в рамках сложных мероприятий, таких как война на чужих территориях в условиях отсутствия кровных родственников. И это отличительная черта Homo sapiens в целом", — отмечает Сара Мэтью (Sarah Mathew), антрополог из университета Аризоны, которая не принимала участия в исследовании Макфарлана, но ознакомилась с его результатами.

Отметим, что Шаньон, который прожил около трёх лет в племенах яномамо и исследовал все аспекты их культуры и социальной жизни, мог сделать неверные выводы из своих наблюдений. Критики его работы обвиняют его в несоблюдении традиций, а также в излишней предвзятости. Существует даже идея, что яномамо были признаны Шаньоном жестоким народом, чтобы оправдать попытки вторжения правительств соседних государств на их территорию.

Воины яномамо имеют больше жён и детей, чем другие невоинственные соплеменники
(фото Napoleon Chagnon).

Со своей же стороны Макфарлан отмечает в пресс-релизе, что Шаньон предоставил миру самый исчерпывающий набор данных об этой народности. Особенно важно то, что учёный проводил свои наблюдения в то время, когда яномамо ещё не подверглись значительному влиянию цивилизации извне.

Так или иначе, новое исследование позволяет развить идеи, предложенные после открытий Шаньона почти полвека назад. В 1988 году исследователь сообщил в журнал Science о том, что воины яномамо в любой отдельно взятый период времени имеют больше жён и детей, чем другие невоинственные члены племени.

Он предположил, что, будучи воином, человек обретает более высокое социальное положение и становится более привлекательным брачным партнёром. Его предположение о том, что война и насилие являются "адаптивным" поведением, то есть позволяющим легко адаптироваться к правилам социума, повлекло за собой жаркие споры в научном сообществе.

В своей новой работе Макфарлан доказал, что основное преимущество, которым могу пользоваться воины яномамо, это возможность создавать прочные социальные связи вне круга своих кровных родственников и даже за пределами собственной деревни. Именно так они получают доступ к женщинам и рассматривают их в качестве потенциальных жён.

Эти выводы позволили учёным предположить, что война и насилие в случае небольших племенных народностей действительно являются методом кооперации. В любом случае это ещё предстоит проверить на примере других племён, возможно, даже с других континентов.