Слуховые иллюзии могли играть первостепенную роль в первобытном искусстве

Доисторические рисунки копытных животных в пещере с акустическим эффектом громовой реверберации, скальные жилища Бхимбетка, Индия

Доисторические рисунки копытных животных в пещере с акустическим эффектом громовой реверберации, скальные жилища Бхимбетка, Индия
(фото Steven Waller).

Стоунхендж с его валунами наглядно демонстрирует хорошо изученный акустический эффект

Стоунхендж с его валунами наглядно демонстрирует хорошо изученный акустический эффект
(фото Wikipedia commons).

Доисторические рисунки копытных животных в пещере с акустическим эффектом громовой реверберации, скальные жилища Бхимбетка, Индия
Стоунхендж с его валунами наглядно демонстрирует хорошо изученный акустический эффект
Независимый учёный Стивен Уоллер предложил обобщённую теорию, объясняющую влияние акустики пещер на искусство древних людей. Исследователь считает, что наши предки принимали слуховые иллюзии вроде эха за доказательство присутствия чего-то сверхъестественного.

Произведения искусства древних людей, такие как наскальные рисунки в пещерах, петроглифы в каньонах или мегалитические сооружения наподобие Стоунхенджа служат одним из основных источников информации о наших предках. Иногда учёные подходят к их анализу с совершенно не очевидных точек зрения.

Так, американский независимый исследователь Стивен Уоллер (Steven Waller) и его коллеги на протяжении нескольких десятилетий занимаются разработкой идеи, согласно которой древние творцы черпали вдохновение из природного эха, звуковых раскатов и других необъяснимых для них акустических эффектов как при выборе места, так и сюжета.

И вот теперь на 168-й конференции Американского акустического общества, прошедшей в Индианаполисе (ASA Meeting 2014), учёный планирует представить обобщённую теорию древнего искусства, как фокусировавшегося в большей степени на звук, нежели на визуальную информацию.

Доисторические рисунки копытных животных в пещере с акустическим эффектом громовой реверберации, скальные жилища Бхимбетка, Индия
(фото Steven Waller).

"Ранняя мифология объясняет эхо, раздающееся из пещеры, как ответ духов, — рассказывает доктор Уоллер в пресс-релизе. – Возможно, наши предки создавали наскальные рисунки под впечатлением от этих слуховых иллюзий и под действием веры в то, что пещеры, каньоны и другие природные образования со сложной архитектурой населены чем-то сверхестественным".

Современные люди имеют представление о звуковых волнах и их способности отражаться от разных поверхностей, накладываться и возвращаться в совершенно другом виде. Наши предки не могли похвастаться такими знаниями и поэтому, когда в ответ на хлопок они получали из недр пещеры звуки, свидетельствующие о приближении целого стада копытных животных, древние люди были вынуждены толковать это явление по-своему.

География исследований Уоллера и его команды охватывает весь земной шар: от наскальной живописи в Северной Америке до знаменитых мегалитических сооружений в Великобритании.

Во многих культурах древности боги, имеющие отношение к грому, изображались с копытами на ногах, отмечают исследователи. И их изображения зачастую присутствуют в пещерах, в которых образуется раскатистое эхо. Или, например, в европейской наскальной живописи преобладают стада бизонов, оленей и других крупных животных, которых также связывали с божествами, управляющими громом. Довольно легко себе представить, что и сам звук множества копыт можно сравнить с раскатами грома.

Стоунхендж с его валунами наглядно демонстрирует хорошо изученный акустический эффект

Ещё одно интереснейшее наблюдение Уоллера касается Стоунхенджа. Если два музыканта, например флейтиста или волынщика, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга в чистом поле возьмут одну и ту же ноту, то для слушателя, который перемещается вокруг них, они не будут сливаться в унисон. Напротив, отталкиваясь друг от друга, звуковые волны будут генерировать громкие и тихие ноты, создавая области мощного звучания и так называемых акустических теней. Эта модель напоминает строение известнейшего мегалитического сооружения Великобритании Стоунхенджа, в составе которого присутствуют разделённые промежутками огромные валуны, расставленные по кругу.

В подтверждение этой изящной теории существует легенда, согласно которой два мага-волынщика пригласили девушек танцевать вокруг места, где располагается Стоунхендж. Всех их впоследствии превратили в камни.

Исследования Уоллера имеют как своих сторонников, так и противников, которые обвиняют учёного в надуманности суждений. Но большинство специалистов всё же сходятся во мнении, что выводы учёного демонстрируют недооценённую значимость акустических эффектов в культуре древнего человека. Более того, для дальнейшего изучения таких археологических памятников необходим жёсткий контроль за их сохранностью в первозданном виде.