Произведения искусства древних людей, такие как наскальные рисунки в пещерах, петроглифы в каньонах или мегалитические сооружения наподобие Стоунхенджа служат одним из основных источников информации о наших предках. Иногда учёные подходят к их анализу с совершенно не очевидных точек зрения.
Так, американский независимый исследователь Стивен Уоллер (Steven Waller) и его коллеги на протяжении нескольких десятилетий занимаются разработкой идеи, согласно которой древние творцы черпали вдохновение из природного эха, звуковых раскатов и других необъяснимых для них акустических эффектов как при выборе места, так и сюжета.
И вот теперь на 168-й конференции Американского акустического общества, прошедшей в Индианаполисе (ASA Meeting 2014), учёный планирует представить обобщённую теорию древнего искусства, как фокусировавшегося в большей степени на звук, нежели на визуальную информацию.
"Ранняя мифология объясняет эхо, раздающееся из пещеры, как ответ духов, — рассказывает доктор Уоллер в пресс-релизе. – Возможно, наши предки создавали наскальные рисунки под впечатлением от этих слуховых иллюзий и под действием веры в то, что пещеры, каньоны и другие природные образования со сложной архитектурой населены чем-то сверхестественным".
Современные люди имеют представление о звуковых волнах и их способности отражаться от разных поверхностей, накладываться и возвращаться в совершенно другом виде. Наши предки не могли похвастаться такими знаниями и поэтому, когда в ответ на хлопок они получали из недр пещеры звуки, свидетельствующие о приближении целого стада копытных животных, древние люди были вынуждены толковать это явление по-своему.
География исследований Уоллера и его команды охватывает весь земной шар: от наскальной живописи в Северной Америке до знаменитых мегалитических сооружений в Великобритании.
Во многих культурах древности боги, имеющие отношение к грому, изображались с копытами на ногах, отмечают исследователи. И их изображения зачастую присутствуют в пещерах, в которых образуется раскатистое эхо. Или, например, в европейской наскальной живописи преобладают стада бизонов, оленей и других крупных животных, которых также связывали с божествами, управляющими громом. Довольно легко себе представить, что и сам звук множества копыт можно сравнить с раскатами грома.
Ещё одно интереснейшее наблюдение Уоллера касается Стоунхенджа. Если два музыканта, например флейтиста или волынщика, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга в чистом поле возьмут одну и ту же ноту, то для слушателя, который перемещается вокруг них, они не будут сливаться в унисон. Напротив, отталкиваясь друг от друга, звуковые волны будут генерировать громкие и тихие ноты, создавая области мощного звучания и так называемых акустических теней. Эта модель напоминает строение известнейшего мегалитического сооружения Великобритании Стоунхенджа, в составе которого присутствуют разделённые промежутками огромные валуны, расставленные по кругу.
В подтверждение этой изящной теории существует легенда, согласно которой два мага-волынщика пригласили девушек танцевать вокруг места, где располагается Стоунхендж. Всех их впоследствии превратили в камни.
Исследования Уоллера имеют как своих сторонников, так и противников, которые обвиняют учёного в надуманности суждений. Но большинство специалистов всё же сходятся во мнении, что выводы учёного демонстрируют недооценённую значимость акустических эффектов в культуре древнего человека. Более того, для дальнейшего изучения таких археологических памятников необходим жёсткий контроль за их сохранностью в первозданном виде.