Вести.net: отчет об интернет-экономике России

Ассоциация электронных коммуникаций совместно с ВШЭ представила подробный отчет об интернет-экономике России. Наиболее громкой цифрой, фигурирующей в исследовании, стал общий объем экономики интернет-зависимых рынков. По оценкам экспертов, он составил 7 триллионов рублей, что сравнимо с 10% ВВП.

Ассоциация электронных коммуникаций совместно с Высшей Школой Экономики представила подробный отчет об интернет-экономике России. Наиболее громкой цифрой, фигурирующей в исследовании, стал общий объем экономики интернет-зависимых рынков. По оценкам экспертов, он составил семь триллионов рублей, что сравнимо с 10% ВВП России. Впрочем, общий объем чистого Рунета, то есть самих интернет-рынков, включая рынок электронных платежей, в 2013 году составил один триллион сто миллиардов рублей — или 1,6% ВВП России. Чтобы представить и оценить все влияние интернет-технологий на экономику страны, аналитики пошли на небольшую хитрость — ввели новое понятие интернет-зависимого рынка, объем которого и составил 10% ВВП.

"То есть мы уже понимаем, что вот та самая экосистема интернет-зависимых рынков, которую мы придумали, а это и банки, и, в какой-то степени, нефтянка, это и весь малый и средний бизнес, который хоть как-то использует Интернет для коммуникации, продаж и самопредставления в Интернете. Без Интернета сегодня — никуда. И ровно поэтому, мне кажется, такой большой процент. 10% — это уже действительно заметная величина, и уже нельзя говорить о том, что нас не замечают. Поэтому с нами надо советоваться. Мы растем на 30% в год. А это очень круто", — считает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.

Тем временем, наибольшие темпы развития продемонстрировали сегменты мобильной разработки, выросшей на 71%, а так же онлайн-видео и облачные сервисы.

Исследователи поделились и данными по медиапотреблению в Рунете. Согласно их отчету, видео- и аудио-материалы, книги и игры активно потребляет лишь половина пользователей Рунета, и по большей части, этот медиаконтент пиратский. При этом проблема пиратства не всегда заключается в простом нежелании платить. По данным аналитиков, лишь треть российских пользователей умеет отличать легальный контент от нелегального. Это, в свою очередь, ведет к тому, что пользователи, зачастую, перечисляют деньги пиратскому сервису, даже не подозревая об этом.

"Люди все равно не понимают, где контент легальный, а где нелегальный. Для них, если за него надо заплатить — это уже по умолчанию легальный контент. Если он вообще хорошего качества, если там нигде не вылезают баннеры, если сам сайт сделан хорошо и красиво — это наверняка тоже легальный контент. Это, видимо, связано и с общим уровнем медиа-грамотности, и с тем, что у нас все-таки недостаточно ресурсов, которые предлагали бы качественные легальные продукты", — говорит главный аналитик РАЭК Карен Казарян.

Впрочем, количество людей, принципиально отказывающихся платить за лицензионные медиа, за последний год только выросло. Если в прошлом году их насчитывалось около 40%, то в этом — “убежденных неплательщиков” уже половина. И лишь 12% россиян — а это примерно 17,5 миллионов человек — выразили готовность платить за лицензионный контент. Среди них, наиболее популярными платными формами медиа являются видео и игры. Наименее популярными оказались электронные книги.

В этом свете, интересны изменения в потребительских привычках. В России, как и в остальном мире, люди все чаще отдают предпочтение стриминг-сервисам, и все реже загружают файлы на жесткий диск. Так, в прошлом году исследователи отметили переход на просмотр видео онлайн, а в этом особенно заметен рост потокового аудио. Аналитики считают, что именно легальные стриминг-сервисы смогут исправить ситуацию с пиратством. С ними соглашаются и опрошенные, 41% которых считают, что наличие доступного или бесплатного контента в Сети, вне зависимости от способа его монетизации, это эффективный способ борьбы.

"Очень на нашем рынке не хватает этого. Не знаю, кто это будет — большие иностранные компании или местные, потому что сейчас Ростелеком начинает скупать онлайн-кинотеатры. Происходит какая-то консолидация — причем покупателями выступают телекомы — о том, что когда они возьмут на себя какую-то часть издержек на покупку дорогого контента, который они смогут показать пользователю, и сказать: "У нас есть то, что месяц назад прошло в кино. Пожалуйста, отправь смс-ку, и поскольку мы владельцы, мы не возьмем с нее 50% комиссии, и тебе это обойдется дешевле". Вот когда появятся большие, крупные игроки, которые будут готовы нести финансовые издержки, тогда, я думаю, у нас очень кардинально поменяется рынок", — добавляет Казарян.