Российские адвокаты отметили знаменательную дату

В этом году исполняется 150 лет судебной реформе Александра Второго, внедрившей независимые суды, присяжных и адвокатуру. Значимость этой даты для страны решила особо отметить Федеральная палата адокатов. В Москве в минувшую среду защитники возложили цветы к памятнику императору-реформатору.

В этом году исполняется 150 лет судебной реформе Александра Второго, внедрившей независимые суды, присяжных и адвокатуру. Значимость этой даты для страны решила особо отметить Федеральная палата адокатов. В Москве в минувшую среду защитники возложили цветы к памятнику императору-реформатору.

Адвокат Александр Гофштейн показывает материалы одного из самых знаменитых дел своего отца – выдающегося советского юриста Михаила Гофштейна. В 1981 году по обвинению в соучастии в покушении на Папу Римского Иоанна Павла Второго обвинили гражданина Болгарии. Все было очень похоже на спланированный демарш против социалистического мира – к защите Антонова привлекли единственного советского адвоката. Совместными усилиями Гофштейну и его коллегам удалось добиться оправдания. А детям Михаила Александровича продолжить адвокатскую династию. Усвоить принципы его отношения к профессии постарались сын, дочь, невестка и внучка.

"Прежде всего, уважение к закону, которое он считал важнейшим для адвоката качеством, во-вторых, умеренность и скромность в оценке собственных действий, он никогда их не преувеличивал", — рассказывает об отце Александр Гофштейн, тоже адвокат.

Автор серии картин, специально созданных к юбилею российской адвокатуры, художник Михаил Глазков тоже из адвокатской семьи. Пока жена и дочери изучают букву закона, он трудится над изображениями достойнейших представителей профессии. На этом коллективном портрете он будто дал возможность встретиться и пообщаться тем, кто никогда не пересекался в зале суда: Федору Плевако и Дмитрию Стасову, Николаю Карабчевскому и Владимиру Спасовичу. Все это первая плеяда российских адвокатов, блестящие способности которых дали возможность проявить знаменитые указы судебной реформы Александра Второго, превратившие ремесло стряпчего в настоящее юридическое искусство.

"Вообще, оказание юридической помощи не было никак урегулировано, были так называемые ходатаи-стряпчие, народ называл их крапивным семенем", — рассказывает Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы.

Создать в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех – цель указов 1864 года, которую провозгласил сам император-освободитель. В стране появились принципы "презумпции невиновности" и "состязательности сторон". И первые профессиональные адвокатские сообщества: советы присяжных поверенных.

"С этого момента каждый обвиняемый имел право на то, чтобы его в процессе представлял профессиональный юрист, фактически защитник, появилось равенство участников процесса. До этого фактически обвинитель и суд, обвиняемый один на один с правосудием, и рассчитывать не профессиональную защиту он не мог", — подчеркивает Руслан Коблев, адвокат.

На практике, появление в судебном процессе фигуры адвоката резко увеличило количество оправдательных приговоров в России. Доля вердиктов в пользу обвиняемого достигла трети. В современной российской практике она не превышает одного процента. Так что, празднуя стопятидесятилетие профессии, современные адвокаты отмечают: служителям Фемиды XXI века стоило бы почаще вспоминать о важности милостивого суда.