Прощание с легендой

В Москве демонтирован Ту-154, в течение нескольких десятилетий стоявший на территории ВВЦ. В руководстве выставочного центра заявили, что авиалайнер находился в аварийном состоянии, а вывести его с территории ВВЦ - невозможно. В результате самолет был уничтожен (ФОТО) прямо на глазах у посетителей.

Руководство ВВЦ надеялось, что будет дождь, и свидетелей окажется меньше. Но ошиблось. На глазах у сотен людей рвали и растаскивали по кусочкам воспоминания, то, что каждый любит и помнит с детства. Многие не могли смотреть, но и не могли уйти. Так и стояли, вытирая слезы. Это был не просто самолет, а самый старый из ныне существующих.

"Ту-154 40 лет стоит здесь. На этом месте, по идее, должны стоять достижения российского авиапрома, а это уже памятник. Памятникам здесь не место", - считает Алан Кудинов, заместитель начальника рекреационно-досугового комплекса ОАО "ГАО ВВЦ".

Первые эскизы Ту-154 появились на свет в 1965 году, двумя годами позже построили два опытных самолета. В отличие от своих предшественников, Ту-154 изначально проектировался как чисто пассажирский авиалайнер, без каких-либо уклонов в военную сторону. Позже начались испытания новой машины, и было построено еще пять самолетов. Этот - с номером 85005 - как раз и был в их числе. После нескольких испытательных полетов его выставили на ВДНХ.

"В гражданской авиации СССР это была эпоха. Это был абсолютно новый самолет с новой системой управления, с новыми научно-техническими достижениями. Это труд огромного количества людей, поэтому его и поставили на выставке ВДНХ", - вспоминает Рубен Есаян, заместитель генерального директора, начальник летно-испытательного центра ГНИИ гражданской авиации.

Почему же таким варварским способом решили избавиться от легенды? Руководители ВВЦ говорят, что этот самолет нельзя вывезти с территории - через ворота он просто не пройдет. Хотя после решения поставить его в центре выставочного комплекса, в 1976 году в разобранном виде самолет аккуратно ввезли на территорию через Хованский вход, в наши дни лишние затраты никому не нужны. Да и в качестве металлолома он стоит дороже, чем в качестве памятника советской авиации.

"Ломать, конечно, проще. Поставят потом новую технику, но ведь это память, а память дорога, как говорится. Мы же храним фотографии, храним открытки, старые вещи. Я считаю, что не нужно было этого делать", - говорит Владимир Белоусов, посетитель выставки.

Ту-154 не просто эпоха советского авиапрома, но и память многих поколений москвичей. Когда-то любой мальчишка мог обследовать каждый сантиметр салона, полюбоваться кабиной пилотов и определиться с выбором профессии. С него сдували пылинки, не разрешали садиться в кресла. По словам руководства ВВЦ, освободившееся место долго пустовать не будет.

"Что здесь будет стоять? Sukhoi Superjet 100 планируется. Самый новый российский самолет, о котором только слышно, но не видно", - уверяет Алан Кудинов, заместитель начальника рекреационно-досугового комплекса ОАО "ГАО ВВЦ".

Заместитель руководителя ВВЦ, мягко говоря, лукавит. В компании "Гражданские самолеты Сухого" были искренно удивлены этим сообщением.
"Нам об этом не известно, никаких переговоров на эту тему не было. Мы знаем, какие самолеты стоят на ВВЦ, это заслуженные самолеты. Для начала, Sukhoi Superjet 100 надо запустить в серию. Он должен полетать. Цена самолета составляет 20 миллионов долларов. По-моему, несколько дороговато ставить игрушку за такие деньги на ВВЦ", - прокомментировала Ольга Каюкова, директор по связям с общественностью компании "Гражданские самолеты Сухого".

Площадь перед павильоном "Космос" была гордостью советской промышленности - три самолета и ракета. Поражающая своей масштабностью экспозиция незаметно исчезла. Вначале, без лишнего шума демонтировали и увезли в неизвестном направлении спортивный Як-52, теперь разрушили Ту-154, оставшийся Як-42 пока решили не уничтожать, но слегка изменили его местонахождение, передвинув в сторону парка "Останкино", за павильон "Химическая промышленность". А официальный сайт ВВЦ представляет обновленную площадь уже и без ракеты с пометкой: "использование - для демонстрации новых технологий в различных отраслях".

Сегодня