Способность к предсказаниям обусловлена генами, а не жизненным опытом

Чувство вероятности часто используется в повседневной жизни, но его природа до сих пор понятна учёным не до конца
(фото Carlos Sardá).

Любой человек с большей или меньшей точностью, подсознательно основываясь на собственном опыте, может предсказать, с какой вероятностью случится то или иное событие. Учёные это называют чувством вероятности и до сих пор выясняют, является ли эта способность приобретённой с опытом или же врождённой.

Логично предположить, что такого рода интуиция должна развиваться у человека по мере прожитых лет, однако результаты нового исследования итальянских учёных демонстрируют, что чувствительность к вероятности может быть врождённой. А это противоречит прежним гипотезам.

Команда исследователей из венецианского университета ИУАВ (Università Iuav di Venezia) провела эксперимент с участием множества людей разных возрастов, социального положения и уровня образования. Ведущий автор исследования Витторио Джиротто (Vittorio Girotto) предложил привлечь в необычное тестирование даже жителей древних городов цивилизации майя.

Поскольку потомки легендарного народа не имеют формального образования, то их пример можно использовать как основную группу людей, не имеющих того опыта, которым располагает большинство жителей современного мира. Также тестирование на чувство вероятности проходили дети школьного возраста потомков майя и взрослые итальянцы (в качестве контрольной группы).

Результаты эксперимента, описанные в статье журнала PNAS, показали, что задания на чувствительность к вероятности все участники испытания проходили приблизительно одинаково, что указывает на то, что жизненный опыт не влияет на этот тип интуитивного мышления.

Чувство вероятности часто используется в повседневной жизни, но его природа до сих пор понятна учёным не до конца (фото Carlos Sardá).

Некоторые исследования показывают, что для осознания вероятности событий требуется формальное школьное образование. Об этом говорили учёные, которые задавали детям задачки на ощущение вероятности, и получали от дошкольников неверные ответы. В то же время школьники чаще давали правильные ответы, а это значит, что чувство вероятности обостряется при выполнении задач на устный счёт, визуальное распознавание образов и других заданий, которые, как правило, выполняют в школе.

Тем не менее, учёные доказали, что и у младенцев может быть обострено чувство вероятности. Опыты показывают, что когда годовалый ребёнок видит коробочку с одним синим и тремя жёлтыми прыгающими шариками, он удивляется, когда именно синий шарик выскакивает наружу. В силу количества жёлтых мячиков, именно один из них с большей вероятностью должен вылететь из коробки.

Чтобы поставить точку в споре о врождённости или приобретении навыка определения вероятности, Джиротто и его коллеги отправились в сельскую местность Гватемалы, где проживали различные народности майя, формально не имеющие образования. Все испытуемые проходили серию тестов на чувство вероятности. К примеру, им показывали чашку с тремя синими и одной жёлтой фишкой и спрашивали, какую из них, вероятнее всего, они вытянут наугад.

Позднее в более сложном испытании добровольцам показывали чашу с восьмью фишками, четыре из которых были круглыми, а четыре — квадратными. При этом пять из них были одного цвета, а три оставшиеся — другого. Испытуемые должны были сделать ставку на цвет фишки, которую они могут случайно вытянуть. После этого экспериментатор вытягивал фишку и сообщал, какой она формы, а добровольцы вновь должны были угадать цвет.

Эксперимент проводился среди формально необразованных жителей деревень майя в Гватемале (фото J Marshall/Università Iuav di Venezia).

Ещё одно задание заключалось в том, чтобы человек указал на набор фишек, из которого вероятнее всего будет вытянута та, на которую он поставил. Также испытуемые должны были угадать, будут ли две фишки, вытянутые из множества других, скорее одного цвета или разных цветов.

И взрослые представители народа майя, и их 7-9-летние дети, и образованные итальянцы демонстрировали в ходе этих тестов одинаковый уровень обострённости чувства вероятности, что поистине удивило учёных.

"Разница в результатах, полученных нашей командой и полученных нашими коллегами-предшественниками, может быть объяснена типом заданий, которые выполняют добровольцы. Исследователи, которые пришли к тому, что чувство вероятности является приобретённым, чаще давали сложные задачи, где необходимо было подсчитывать процент вероятности. Наши же тесты были похожи на детскую игру, которая не требовала много усилий", — поясняет Джиротто.

Более того, учёные поясняют, что способность к предсказанию вероятности может быть и врождённой, но истинное понимание того, что случится, скорее всего, приходит с годами по мере накопления соответствующего опыта.  

Сегодня