Оливер Стоун рассказал об американской лжи и паранойе

На прошедшей неделе в Москве гостил всемирно известный американский кинорежиссер Оливер Стоун. Он приехал в Россию, чтобы встретиться с Эдвардом Сноуденом и окончательно утвердить сценарий своего фильма о нем.

На прошедшей неделе в Москве гостил всемирно известный американский кинорежиссер Оливер Стоун. Он приехал в Россию, чтобы встретиться с Эдвардом Сноуденом и окончательно утвердить сценарий своего фильма о нем.

Оливер Стоун не историк, но его учебник истории — бестселлер. "Нерассказанная история США" — это знания, которых не получить в американских школах и даже именитых университетах. То, что бесспорно для всего остального мира, Стоун пытается донести и до своих сограждан.

"СССР победил фашизм в Европе. Каждые пять из шести убитых немецких солдат приходятся на долю Советской армии, которая сокрушила основные силы Германии, и, как писал Черчилль, "выпустила кишки из германской военной машины", выпустила из нее кишки", — сказал Стоун.

Привыкший к голливудским образам Стоун историю из американских школьных учебников называет "диснеевским мультфильмом", где факты подправляют и преукрашивают в угоду мифу об исключительности США. Книга, которую драматург написал вместе с историком Питером Кузником, — триллер, в котором Америка едва ли положительный герой.

"Как-то в Нью-Йорке, в одном из торговых центров, продавалась книжка. По-моему, она называлась "Двести генералов Второй мировой". Так вот из двухсот примерно 195 были американцами и только пятеро — советские генералы. Это же чистая ложь! Каковы ее мотивы?" — спросили Стоуна.

"Дело в том что, антисоветская природа американской системы образования очевидна для всех. Мой отец был очень мудрым человеком, хоть и консервативным. Во время Второй мировой он служил подполковником, поддержал идею Эйзенхауэра о существовании социалистического заговора с целью достижения мирового господства. Китайцы, русские... Мы боялись. Реакцией на это стал маккартизм, вы знаете, сколько людей пострадали! Если человек открыто одобрительно высказывался о Советском Союзе, нашем бывшем союзнике во Второй мировой войне, он попадал под подозрение. Да, на коктейльных вечеринках и званых ужинах люди высказывали подобные взгляды на свой страх и риск. Если человек работал в одной из крупных корпораций, он не мог подняться по карьерной лестнице, если придерживался так называемых либеральных или левых взглядов. Было обязательно играть по правилам. Установка следующая: социалистические государства настроены агрессивно, они хотят подмять нас под себя, мы защищаем свои позиции, то есть мы всегда исходим из того, что мы правы. Верится с трудом, ведь мы сбросили две атомные бомбы в августе 1945 года, доказав, что на тот момент мы являлись самым опасным государством мира, обладающим наиболее разрушительным видом вооружения. Полагаю, что данным примером мы доказали, что можем действовать не менее варварским образом, чем мог бы Гитлер", — уверен Оливер Стоун.

От Вудро Вильсона до Барака Обамы — в поведении США не меняется ничего. Отдельно Стоун вспоминает Рузвельта и его идею о четырех центрах мировой силы: США, Британия, СССР и Китай. Но Рузвельт не дожил до конца войны. А Трумэн моментально забыл о том, что Советский Союз и США — союзники, едва получил шифровку из Вашингтона: "Роды прошли успешно". Это значило, что у Америки появилась ядерная бомба.

"Ситуация накалялась все больше. После Второй мировой войны мы не отдали ни пяди земли на своих военных базах, сохранив военное присутствие в Корее, Японии, Тихоокеанском регионе. Мы не ушли из Европы, не отступили ни на шаг. Влияние США продолжило расти и после распада Советского Союза в 1991 году. США не получили никакой выгоды от завершения холодной войны. Вместо этого мы стали заботиться о глобальной безопасности. За это мы никогда не голосовали, не поддерживали данную позицию на выборах, но фактически мы пришли к тому, что начали играть эту роль. И сегодня мы выполняем функции жандарма всего мира, хоть нас об этом никто и не просил", — сказал Стоун.

Миф об исключительности США для самого Стоуна рассыпался рано — во Вьетнаме, куда он уехал, бросив престижный Йельский университет. Мессианство Америки будущий режиссер видел своими глазами — сотни тысяч убитых и искалеченных, отравленных химикатом Agent Orange, которым США залили десятую часть Вьетнама. С тех пор Стоун пытается разобраться, какие на самом деле цели преследует его страна.

"У США сегодня не осталось никакой роли, кроме стремления стать единственной мировой супердержавой. Мы продолжаем вмешиваться, вторгаться, менять правительства, используя при этом так называемую мягкую силу, ЦРУ, финансирование оппозиции, создание нестабильной ситуации в стране. С помощью кибератак мы можем вызвать перебои в сетях. Неприятности мы можем доставить кому угодно: военные базы США расположены по всему миру, ЦРУ, разведка, специальные подразделения по борьбе с наркотраффиком. Сегодняшний мир такой. У Америки есть иллюзия, что она контролирует все сегодняшние процессы", — отметил режиссер.

"Мы очень привлекательная империя", — Стоун цитирует неоконсерватора Макса Бута. Эти слова он произнес при Буше-младшем. Следом приводит составляющие привлекательности: войны, экономический кризис, пытки в тюрьмах, убийства людей беспилотниками, чудовищный разрыв между богатыми и бедными, тотальная слежка. Обама признавался, что унаследовал мир, который может взорваться, но так ничего и не сделал, чтобы взрыв предотвратить.

"Многие полагают, что сейчас демократы мало чем отличаются от республиканцев. Современные демократы также следуют идеям неоконсерватизма и теории за новый американский век. Вы согласны?" — поинтересовались у режиссера журналисты.

"Полагаю, что наблюдается настораживающее схожесть в мыслях с революцией Рейгана в 80-х. Думаю, мы просто испугались. Страна жила в страхе экономическом, страхе перед СССР, который Рейган называл "империей зла". Я могу сказать, что Америке всегда нужен враг, и во все времена она успешно находила себе противников. Обычная паранойя. То, что происходит сейчас, очень неправильно, и это очевидно не только мне, но и всему миру, но все же, ничего не меняется", — заявил Оливер Стоун.

Паранойя, о который говорит Стоун, стала мировоззрением. Поколениями американцы убеждены в исключительной миссии своей страны и всецело увлечены ей. "Мессией" президента США назвали задолго до Рейгана — Вильсона в 1918 году. В 1945-м эти лавры на себя примерил Трумэн, сбросив две атомные бомбы в Японии. В 1948-м на СССР могли сбросить сразу 133 атомные бомбы. Генерал Лемей прописал мгновенное уничтожение 70 советских городов.

В мире едва ли найдется страна, которую США не пытались научить демократии. Ее принцип уже в XXI веке сформулировал бывший посол при ООН Джон Болтон. Мировое сообщество может возглавить только единственная в мире сверхдержава, коей являются Соединенные Штаты.

"Единожды в истории американские военные ступали по российской земле, я имею в виду период правления Вудро Вильсона. Американские политики хотят повернуть время вспять? Сейчас НАТО уже и так слишком близко к российским границам. Литва, Латвия, Эстония... Что дальше? Грузия и Украина? А потом Россия?" — задаются вопросом журналисты.

"Это очень трудный вопрос. Договоренности 1989 года между Бушем и Горбачевым предполагали, что НАТО не будет продвигаться на Восток после падения Берлинской стены. Об этих событиях много спорят, ведь Буш-старший не продвигал НАТО дальше. Зато это делали Клинтон, Обама. Я считаю эту ситуацию катастрофой. НАТО не должно было расширятся, это не входило в первоначальные цели блока, который был создан как защита во время холодной войны. В 1989 году все должно было закончиться. США фактически содержат Альянс, он похож на их тряпичную куклу и будет делать то, что от него хотят в Америке. Так что НАТО не отражает каких бы то ни было демократических чаяний свободного мира. Вне всяких сомнений, США с их жаждой к власти, если вы вспомните слова неоконсерваторов, не допустят появления каких-либо соперников. Этим они хотели сказать, что не дадут Китаю выйти из тени, стать сильнее, не дадут стать сильнее России. Но Россия к этому не стремилась, это мы разместили ракетный щит и войска на ваших границах. Это похоже на повторение сценария Второй мировой, когда СССР был окружен и атакован Германией. Все эти страны вокруг уже были использованы для нападения. Многие забыли, но сразу несколько восточно-европейских государств воевали против русских: венгры, румыны, поляки. У вас здесь долгая и кровавая история, полная гнева и ярости, мы не понимаем этого, считая СССР агрессором, даже не думая, что там люди тоже могут опасаться, что у страны есть свои геополитические интересы, которые понимает президент Путин, и Украина, некоторые регионы которой расположены прямо на границе с Россией. Это настоящая пороховая бочка. Хорошо, что нам доступна более широкая картина. Господин Путин определил новый тип мирового порядка, который может устроить все стороны", — считает Стоун.

Оливер Стоун не боится говорить о своих взглядах. Маккартизм в известном смысле — в прошлом. Ветеран войны, оскароносный, всемирно известный режиссер снимал фильмы о Фиделе Кастро, дружил с Уго Чавесом, подолгу беседовал с Эво Моралесом и Рафаэлем Корреа. Но эта часть творческой биографиии Стоуна широкой американской публике малоизвестна. Как говорит сам Стоун, "вы можете высказывать свои убеждения, но это совсем не значит, что вас услышат".

"Полагаю, что существенная проблема моей страны заключается в том, что крупные средства массовой информации всегда были проправительственными, начиная со Второй мировой войны. ЦРУ относительно рано разместило свои "активы" в СМИ, чтобы склонить СМИ в свою сторону. Таким же образом поступил и Джон Эдгар Гувер из ФБР. За время президентского срока Рейгана, начиная с 1980 года, СМИ стали получать большее финансирование со стороны правых, которые стремились к тому, чтобы контролировать радио и телевидение. Теперь же телевидение как отрытая площадка для обсуждения больше не существует. Средства массовой информации в значительной степени управляемы", — уверен режиссер.

В Москве Оливер Стоун провел неделю, лишь ненадолго покидая переговорную комнату в офисе адвоката Анатолия Кучерены. На столе — сценарий нового фильма Стоуна. Он экранизирует историю бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена. В основе сценария — книга Анотолия Кучерены, который уже больше года представляет интересы Сноудена в России. Деталей фильма режиссер не раскрывает, говорит лишь, что сюжет будет мало отличаться от реальных событий.

"Я не думаю, что большинство американцев считают его предателем. Просто многие еще не знают всей истории. Все зависит от того, какие каналы они смотрят и какие газеты читают. Роль медиа здесь очень высока. Это очень захватывающая история. Для меня очень важен вопрос тотальной слежки — это незаконно. Массовая слежка — большое зло. А Эдвард Сноуден предоставил нам все доказательства того, что за нами и правда следят. Это шокирует. Но одновременно это вполне ожидаемо. Вопрос в том, что мы будем с этим делать, сможем ли мы как-то ответить им?" — отметил Оливер Стоун.

Эпизода об Эдварде Сноудене в "Нерассказанной истории США" нет. Тем интереснее будущий фильм Стоуна. Повествование книги заканчивается 2012 годом. В последних главах — "арабская весна", убийство Муамара Каддафи, WikiLeaks, дело рядового Мэннинга, противостояния США и Китая. Вывод: Обама окончательно превращается в Джоржа Буша. Империя погружается в новый кризис.

"Вы говорили что ваша книга адресована в основном молодежи, но почему бы вам не отправить по экземпляру господину Маккейну, господину Чейни, господину Бушу и наконец Обаме?" — поинтересовались у режиссера представители СМИ.

"Мне бы хотелось, чтобы они прочитали эту книгу, но я сомневаюсь, что они это сделают. Их окружают люди, которые следят за тем, что они читают. Как ни странно, некоторым людям очень сложно смириться с фактами из американской истории", — ответил Оливер Стоун.