Усадьба Пожарского продолжает разрушаться

Жителями этого дома в разные годы были Пожарские, Нарышкины, Голицыны и губернатор Ростопчин. Но уже скоро городская усадьба на Большой Лубянке может исчезнуть с карты Москвы. Историческое здание с каждым днем разрушается все сильнее.

Жителями этого дома в разные годы были Пожарские, Нарышкины, Голицыны и губернатор Ростопчин. Но уже скоро городская усадьба на Большой Лубянке может исчезнуть с карты Москвы. Историческое здание с каждым днем разрушается все сильнее. Предыдущий собственник реставрацией не занимался. Но даже после того, как суд вернул здание государству, работы не начались.

Спрятать историю намного легче, чем ее сохранить. Зеленая сетка скрывает под собой одну из самых красивых и древних городских усадеб, упоминание о которой относится к началу XVII века.

"Это палаты Пожарского, без преувеличения. Согласно натурным исследованиям реставраторов, в объеме этого здания есть и его дом", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин.

Городская усадьба на Большой Лубянке скрывает в себе не только палаты Пожарского. Следующими ее владельцами были Нарышкины, которые и возвели этот двухэтажный особняк. За два столетия здесь жили Долгорукие, Голицыны, Хованские и Волконские. Каждый привносил что-то своё. В 1811 году усадьба перешла московскому губернатору Ростопчину.

"Если вспомнить, что Пожарский сражался на баррикаде перед своим двором с поляками, шедшими из Кремля, чтобы жечь город, и вспомнить, что граф Ростопчин именно из этого дома, а не из казенной резиденции на Тверской, распорядился о поджоге Москвы в 1812 году, то получается, что этот дом играет какую-то таинственную роль в отражении обеих интервенций", — продолжает Рустам Рахматуллин.

Единственное, чего не выдержал этот дом, — это современные реалии. Нынешний собственник — ООО "Карс" — строил большие планы на этот здание: ремонт, научная реставрация и обустройство здесь музея живописи. Но в 2012 году Росимущество подало в суд на собственника за неисполнение охранных обязательств. Собственник суд, естественно, проиграл и был вынужден вернуть дом государству.

"Мы пытались как-то его консервировать. В зимний период мы его обогревали. Сейчас здание арестовано, и у нас практически нет доступа сюда", — отмечает генеральный директор ООО "Карс" Михаил Крунов.

Все, что внутри — уникальная лепнина и роспись, зеркала, чугунные лестницы, даже оконные рамы — сохранились с нарышкинских времен. Сегодня не то что ухаживать — даже просто присматривать за этим некому. Росимущество не принимает это здание на баланс. Потому что нечем платить компенсацию, присужденную судом.

"Изъятие подразумевает возмездность. Данное здание было оценено в 276 млн 440 тысяч рублей. Мы хотим получить данную сумму за изъятое здание", — поясняет юрист, представитель собственника Андрей Жмаков.

Росимущество уже два года не отвечает на письма бывшего собсвтенника с просьбой забрать это здание. Нам также отказано в комментарии: говорить нечего, потому что денег на компенсацию нет и не предвидится. Памятник истории, культуры и архитектуры оказался заложником чиновников и зеленой сетки, которая все скроет.