ЮАР отказала Украине: в Киеве подозревают передел угольного рынка

Правительство Украины решает, где взять уголь для ТЭС, чтобы пережить зиму. Запасов крайне мало, компании из ЮАР отказались поставлять топливо, для заключения контрактов с другими сторонами понадобится как минимум полтора месяца. Минэнерго считает, что выход — покупать уголь у России или в Донбассе.

Правительство Украины сегодня решало, где взять уголь для ТЭС, чтобы пережить зиму. Запасов сейчас крайне мало, компании из ЮАР отказались поставлять топливо, для заключения контрактов с другими сторонами понадобится как минимум полтора месяца. Минэнерго считает, что выход есть. И даже два — покупать уголь у России или в неподконтрольном Киеву Донбассе.

Отопительный сезон на Украине едва успел начаться, а уже снова — под угрозой срыва. Запасов угля в котельных — максимум на месяц. Чуть больше полутора миллиона тонн, при том, что нужно четыре. А контракт с ЮАР, прозрачность которого поставил под сомнение Порошенко (теперь его детали — предмет уголовного дела), на грани расторжения. Взвесив репутационные риски сотрудничества с Киевом, поставщик из Южной Африки — британская компания "Стил Монт Трейдинг" так и заявила: с Украиной больше не хочет иметь дела. Обещанную ранее партию в полмиллиона тонн угля доставит. И точка. Глава минэнерго Юрий Продан рисует Яценюку совсем не радужную картину.

"Ситуация с поставками угля угрожающая. Энергетическая безопасность страны поставлена под угрозу. У нас нет другого выхода, чем обратиться к российским поставщикам и там покупать уголь", — говорит Продан. Яценюк нервно стучит по столу пальцами. Ведь в этом и был весь смысл энергетической "незалежности" — не обращаться за помощью к восточному соседу.

И, уж тем более, на шахты, оставшиеся на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса. Неважно, что уголь той же марки там обойдется в 50-60 долларов за тонну, и именно под него заточены все украинские ТЭЦ, а южно-африканский, с учетом транспортировки, как выяснилось, перевалил за 110. И это — по словам Продана, еще лучшее предложение. Но премьер требует искать новые рынки. И снова — лишь бы не на востоке.

Вклинившийся в разговор министр внутренних дел Арсен Аваков, чьи подконтрольные батальоны Нацгвардии теперь официально заступают на охрану объектов энергетики, которые, если вспомнить прошлые заявления комбатов, сами же и обещали подорвать, говорит в унисон с премьером: никаких контактов с Донбассом. В "Оппозиционном блоке", чей лидер Бойко долгое время возглавлял Минэнерго, а в правительстве Азарова курировал весь топливно-энергетический комплекс, это уже назвали преступлением. И предложили взыскать разницу стоимости украинского угля и африканского — из зарплат министров.

"Для Украины — позор покупать уголь за границей. Еще в прошлом году страна добывала более 83 миллионов тонн угля. А сегодня правительство его закупает за границей, лишая наших граждан работы и зарплаты! "Новая преступная власть" поставила экономику Украины на колени. Они обвалили курс гривны, ограничили поставки газа на предприятия, тем самым лишив работы десятки тысяч трудоспособных граждан", — говорит Аваков.

Стране, по которой уже прокатились "холодные бунты" из-за отсутствия отопления в квартирах, грозит новый энергетический коллапс. Напрасно глава Минэнерго Продан после допросов в Генпрокуратуре пытался, в прямом смысле, убежать от ответов журналистам.

Эксперты за него обрисовали зимние перспективы. Например, руководитель украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что пока вся надежда только на российский газ. "Если будут экстремальные морозы, будет совсем плохо, а если морозы несильные – придется применять веерные отключения".

Вся надежда Яценюка — на западные кредитные транши. Две недели в Киеве будут снова работать специалисты миссии МВФ. Но даже если деньги после этого Украина получит, на согласование новых контрактов по закупке угля уйдет больше месяца. Отчего премьер обращается уже в СБУ.

"В силу разных событий Украина потеряла сейчас возможность покупать уголь в других странах мира. Я прошу службу безопасности разобраться, кто стоит за вопросом передела угольного рынка", — заявляет Яценюк. Задав вопросы из области конспирологии, премьер как-то оставил за скобками: "угольное дело", вообще-то, возбудили по инициативе президента Украины Петра Порошенко.

В этом скандале многие уже разглядели подковерные игры и очередное открытое противостояние команды президента и команды премьера. Ведь это Яценюк отвечает за экономику. И нанести по нему накануне зимы удар — это возможность добиться уступок. В разгар формирования парламентской коалиции. Вот только заложниками таких политических игр снова становятся обычные украинцы. Которым и предстоит пережить эту зиму.