Патологическую боязнь можно удалить из мозга

Когда-нибудь учёные разберутся, где в мозгу располагаются центры тех или иных фобий, и научатся справляться с арахнофобией и другими навязчивыми боязнями

Когда-нибудь учёные разберутся, где в мозгу располагаются центры тех или иных фобий, и научатся справляться с арахнофобией и другими навязчивыми боязнями
(фото Quartl/Wikimedia commons).

Кажется, исследователи нашли способ избавить человека от любой фобии в одночасье. Правда, для этого придётся удалить участок мозга. Открытие было совершено случайно, когда операция неожиданно для всех избавила пациента от боязни пауков.

Боязни темноты, змей, высоты, пауков, клоунов — лишь некоторые из огромного списка фобий, которыми страдают люди. Иррациональный страх подобного толка почти нельзя контролировать, и часто он доставляет пациентам множество неудобств. Теперь же учёные выяснили, как любую фобию можно полностью вылечить в одночасье. Правда, скорее всего, большинство людей всё-таки предпочтут лечить фобии как-то иначе, ведь в данном случае придётся пожертвовать небольшим участком собственного мозга.

Это открытие было сделано абсолютно случайно. У 44-летнего мужчины начались сильные судороги, и он был доставлен в больницу. Медики просканировали мозг пациента. Оказалось, что у мужчины наблюдается аномалия в левой миндалине — области височной доли, участвующей в том числе в эмоциональных реакциях. Дальнейшие анализы показали, что причиной был саркоидоз — редкое состояние, приводящее к повреждениям лёгких, кожи, а иногда и мозга.

Врачи решили, что повреждённую левую миндалину мужчины следует удалить. Операция прошла успешно, вот только вскоре после этого пациент начал замечать странные вещи. Помимо того, что он начал испытывать отвращение к музыке, он также перестал бояться пауков.

Что интересно, со временем его нелюбовь к музыке прошла, а вот арахнофобия так и не вернулась. Между тем до операции он не мог дотронуться до членистоногих — бросал в них теннисные мячи или использовал лак для волос, чтобы обездвижить заползшего в дом гада, а затем избавлялся от него благодаря пылесосу.

Сейчас мужчина наблюдает за пауками с близкого расстояния, запросто касается их и уверяет, что находит их весьма занимательными. Правда, в других страхах и тревогах он изменений не заметил (например, как сейчас, так и до операции ему доставляли дискомфорт публичные выступления).

Пациента изучала исследовательская группа во главе с Ником Медфордом (Nick Medford) из медицинской школы Брайтона и Сассекса. Медфорд утверждает, что, возможно, существуют различные типы страха, и трудно понять, как же именно удаление области мозга нейтрализовало фобический ответ.

"Иногда вы видите змею и уходите из этого места в тревоге, однако, оглянувшись, понимаете, что это была просто палка, — объясняет Медфорд. — Такая паника яляется реакцией, необходимой для выживания, и это быстрая реакция. Но существуют и страхи, которые основаны на оценке объекта".

Исследователь предполагает, что в случае данного пациента некоторые из нервных путей, связанные с панической реакцией, были ликвидированы с удалением левой миндалины, в то время как части мндалевидного тела, ответственные за обобщённый страх, остались нетронутыми.

К сожалению (но для пациента, конечно же, к счастью), других ярковыраженных фобий у мужчины не было, так что не представляется возможным оценить, изменились ли какие-то ещё его реакции.

Тем не менее Медфорд считает, что теорию можно проверить и с другими пациентами: не редкость, когда операция на височной доле проводится при тяжёлых формах эпилепсии. Многие фобии крайне распространены, так что можно было бы пронаблюдать отношение людей к своим страхам до и после операции.

Миндалина находится слишком глубоко в мозгу, чтобы попытаться разрушить её с помощью неинвазивных методик для лечения других людей и их фобий. Однако в настоящее время проходит испытание множество других способов облегчения фобий, в том числе воздействие на артериальное давление, лечение страхов во время сна и стимуляция определённых областей мозга для стирания страшных воспоминаний.

Научная статья Медфорда и коллег была опубликована в издании Neurocase.