"Москва-Петушки" по-депутатски. Реплика Максима Кононенко


фото: Russian Look

Гонимый ныне нашими европейскими партнерами сатирик Михаил Задорнов однажды назвал Россию страной с непредсказуемым прошлым. Однако непредсказуемость эта происходит вовсе не от неисповедимости божественного пути, нет. Она происходит от элементарного незнания исторических фактов.

Гонимый ныне нашими европейскими партнерами сатирик Михаил Задорнов однажды назвал Россию страной с непредсказуемым прошлым. Однако непредсказуемость эта происходит вовсе не от неисповедимости божественного пути, нет. Она происходит от элементарного незнания исторических фактов.

И если в те времена, когда Михаил Задорнов придумал свою красивую формулу, за историческими фактами надо было обращаться в библиотеку, то теперь, во времена Интернета и Wikipedia, никаких проблем с фактами вроде бы нет.

И, тем не менее, депутаты Государственной думы Лебедев, Нилов и Свинцов выступили с предложением внести поправки в законодательство, которые запретят размещать алкогольную продукцию в зоне видимости в магазинах.

Парламентарии предлагают последовать опыту реализации табачных изделий и убрать спиртное с прилавков магазинов куда-то туда, где теперь прячутся сигареты. "Это немаловажный вопрос, поскольку алкоголь является раздражителем головного мозга, — говорит депутат Нилов, — Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее".

Ну что же, существующие в России масштабы производства и продажи алкогольной продукции, действительно, потрясают. Лично я не видел таких прилавков нигде в мире. Двадцать марок водки и каждая в полном ассортименте посуды. Десять марок пива, причем каждая — в полном модельном ряде, от безалкогольного до крепкого.

Но ведь, если просто взять и убрать все это в подсобку, то алкоголь не исчезнет. А главное, не исчезнут причины, по которым люди его покупают.

И доказательство тому — те самые исторические факты. Пять раз (!) за последние сто лет Россия пыталась бороться с собственным пьянством. 8 ноября 1917 года при Ленине Петроградский реввоенсовет просто запретил производство любых алкогольных напитков. На три года раньше, чем в США! А то, что подобный подход не работает, поняли на 10 лет раньше, чем в США — уже в 1923 году.

Однако, уже в 1929 году при Сталине развернули кампанию по переформатированию пивных лавок и кабаков в трезвеннические столовые и чайные. Тогда же был учрежден журнал "Трезвость и культура", вошедший в историю только тем, что именно в нем спустя 60 лет была впервые опубликована поэма Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" — единственный философский труд, в полной мере объясняющий экзистенциальную потребность русского человека в спиртном.

Сразу же после опубликования поэмы журнал с 60-летней историей закрылся, тем самым наглядно показав, в чем же на самом деле основная проблема сосуществования культуры и трезвости в нашей стране. Но, увы, депутаты, пребывавшие в то время в веселом молодежном возрасте, этого не заметили.

В третий раз советское правительство боролось с пьянством при Хрущеве в 1958году — как раз тогда, когда оно стало мешать повышению урожайности кукурузы. Алкоголь запретили продавать в любых заведениях общественного питания, кроме ресторанов. А по ресторанам советские люди и так не ходили.

И снова не помогло.

В 1972 году при Брежневе был провозглашен лозунг "Пьянству — бой!". Именно тогда были созданы лечебно-трудовые профилактории, где людей пытались отучать от алкоголя тюремными методами. Сокращалась крепость производимых напитков, повышались цены, из кинофильмов вырезали сцены с пьянками. Впервые было ограничено время продажи крепкого алкоголя — с 11 до 19.

И что же? В 1985 году Горбачеву пришлось начинать все сначала. Та кампания была самой масштабной. Было закрыто множество магазинов, в два раза повышены цены, а время продажи сокращено с 14 до 19. Сцены с алкоголем стали убираться уже из театров и литературы. Вырубались виноградники, чуть было не уничтожили винотеку Массандры. Было создано "Общество борьбы за трезвость", в которое был обязан вступить каждый член партии.

И вот год 2014 год. Время продажи алкоголя ограничено федеральным законом. Региональные законы в общем случае строже. Получить лицензию на торговлю алкоголем довольно непростая задача. Законодательно установлены минимальные цены. Акциз — 400 рублей на литр спирта. Любая реклама запрещена. И опять ничего не помогает. Не помогает настолько, что депутаты готовы убрать алкоголь с глаз долой.

А ведь всего-то стоит перечитать "Москву-Петушки". И понять, что русский человек пьет не потому, что ему хочется. Нет, ему не хочется. Просто он иначе не может. Из-за климата, из-за неустроенности, из-за отсутствия перспектив. Из-за того, что вечером нечего делать. Из-за темноты на улицах. Из-за грязи под ногами, неподъемных кредитов и хамства чиновников. И, разумеется, из-за того, что почти каждый день депутаты Государственной думы придумывают русскому человеку новые поводы для того, чтобы напиться.