Сербия не хочет рушить исторические связи с Россией

Сербия, несмотря на давление из Брюсселя, не собирается присоединяться к санкциям в отношении России — своего исторического союзника. Об этом интервью "Интерфаксу" заявил посол Сербии в России Славенко Терзич.

Сербия, несмотря на давление из Брюсселя, не собирается присоединяться к санкциям в отношении России — своего исторического союзника. Об этом интервью "Интерфаксу" заявил посол Сербии в России Славенко Терзич. Ранее еврокомиссар по европейской политике Йоханнес Хан пытался напомнить сербам, что присоединение к санкциям вообще-то — одно из главных условий вступления Сербии в ЕС.

Йоханнес Хан (это еврокомиссар по политике соседства) решил указать сербам на их место. В интервью изданию "Вечерние новости" чиновник назвал санкции против России одним из главных условий вступления Сербии в ЕС. По словам Хана, страны, чья цель — вступление в Евросоюз, должны согласовать свою политическую позицию по ключевым вопросам с ЕС. При том, что Сербию пока никто никуда не взял, она по-прежнему — лишь кандидат на вступление.

Российская позиция по этому вопросу известна, и была в очередной раз озвучена сегодня: в Москве выразили надежду, что сербы воздержатся от ограничительных мер. "Мы всегда считали санкции недружелюбным методом, — отметил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. — Нам не нравится, что на Сербию давят. Мы надеемся, что Сербия не присоединится к санкциям".

Итак, для сербского истэблишмента эти претензии Брюсселя были отличной возможностью определиться с позицией. Однако официальный Белград не спешил воспользоваться этим случаем. Страна экономически зависит и от ЕС, и от России, так что с окончательным "да" или "нет" санкциям ее лидеры решили тянуть до последнего. Пока, впрочем, обошлось: премьер Вучич на переговорах заупрямился, а Хан не стал его переубеждать.

"Наша стратегическая цель — это Евросоюз, — подчеркнул премьер-министр Сербии. — Что касается территориальной целостности Украины и санкций против России — мы обсуждали этот вопрос. Я должен признать, что мистер Хан был очень добр и не стал настаивать".

Интересно, что было бы, если бы Хан проявил настойчивость. К слову, именно за нерешительность сербское руководство уже не раз обвиняли в предательстве национальных интересов. Последним об этом говорил тот, кого многие в стране считают героем — Воислав Шешель. Он с грустью отметил, что его былых соратников и друзей — президента Томислава Николича и премьер Александра Вучича — теперь уже трудно назвать патриотами.

"Худшие политики теперь у власти — и кто они? – рассуждает лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель. — Наши до недавнего времени ближайшие союзники, наши товарищи. Больно об этом говорить, но те, кто были в первых рядах, когда шли сражения за сербов и Великую Сербию, теперь прислуживают американцам и остальным с Запада".

Вместе с тем, пока об окончательном дрейфе Белграда в сторону Брюсселя говорить все-таки рано. Позицию сербского правительства разъяснила сегодня министр, ответственная за евроинтеграцию: с Россией у нас особые экономические интересы, и как страна-кандидат в члены ЕС мы эти интересы будем защищать.