Париж боится, что россияне угонят "Мистраль"

Во французском руководстве опасаются, что российские моряки могут попытаться уйти в море на вертолетоносце "Мистраль", не дожидаясь официального решения о его поставке в РФ. Такие опасения высказала газета Le Figaro со ссылкой на знакомые с ситуацией источники.

"Я опасаюсь, что однажды утром мы обнаружим, что вертолетоносец исчез", — сказал один из собеседников издания.

Le Figaro сообщает, что именно по этой причине 17 ноября российских моряков не хотели пускать на борт корабля. По версии французской стороны, российские моряки хотели перенести на "Мистраль" личные вещи. В итоге им разрешили доступ на корабль, но только до конца дня и без вещей.

"Перенос личных вещей на "Владивосток", по сути, означал бы, что моряки берут корабль под контроль. Было бы непросто заставить их покинуть "Мистраль", и де-факто он стал бы российским", — подчеркнул другой собеседник газеты.

По данным Le Figaro, в МВД Франции распорядились ввести дополнительные меры безопасности в порту Сен-Назера, где находится корабль. В материале говорится, что на данном этапе незаметно покинуть порт "Мистралю" крайне сложно, так как ему пришлось бы преодолеть несколько шлюзов. В статье говорится и о том, что силы безопасности Франции пристально следили за "Мистралем" на более раннем этапе — когда корабль выходил в море на испытания. Газета называет эту слежку "незаметной, но плотной".

Как отмечает "Интерфакс", в Париже уже сталкивались с похожей проблемой в 1960-х годах. Тогда Франция заключила соглашение о поставке Израилю 12 сторожевых кораблей. В 1968 году в связи с напряженной обстановкой на Ближнем Востоке французские власти решили отказаться от данного контракта. Тем не менее, сторожевые корабли в ночь на 25 декабря 1969 года сумели выйти в открытое море и впоследствии добрались до порта Хайфы. В сообщениях указывается, что французские эксперты до сих пор спорят по поводу этого события: часть утверждает, что это — провал спецслужб Франции, не сумевших воспрепятствовать уходу в море кораблей. Но некоторые историки полагают, что корабли, возможно, взяли курс на Израиль с молчаливого согласия Парижа, так как израильская сторона к тому моменту уже частично выплатила деньги по контракту.

"Рособоронэкспорт" и французская компания DCNS подписали контракт на строительство двух ДВКД в июне 2011 года. Кормовые части вертолетоносцев были построены на Балтийском заводе (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в Санкт-Петербурге. Стыковка с головными частями и окончательная достройка выполняется на верфи компании STX France в Сен-Назере. В сентябре президент Франции Франсуа Олланд сообщил, что окончательное решение о поставке "Мистралей" России будет принято в зависимости от развития ситуации на Украине.

Действующие в настоящее время против России санкции предусматривают, что ранее заключенные контракты в сфере военно-технического сотрудничества должны быть выполнены. Ряд стран НАТО, и в первую очередь США, Великобритания, Германия и Польша, ранее неоднократно пытались добиться от Франции решения не поставлять "Мистрали" России.

Длина корпуса корабля типа "Мистраль" — 199 метров, ширина — 32 метра, высота борта на уровне полетной палубы — 27 метров, осадка при водоизмещении 22,6 тыс. тонн — 6,42 метра, максимальная скорость при осадке 6,42 метра — 18,5 узла, экипаж — 177 человек, число пассажиров — 481. В ожидании передачи ДВКД-1 ВМФ России в Сен-Назере на борту учебного корабля "Смольный" находится группа из 400 российских военных моряков — экипажи "Владивостока" и "Севастополя". С 30 июня они обучались управлению кораблями типа "Мистраль".

Сегодня