Цена слова. Реплика Андрея Норкина


фото: Global Look Press

Холдинг "Газпром-медиа" вводит обязательный к исполнению кодекс поведения журналистов в социальных сетях. Этот документ начнет действовать на радиостанции "Эхо Москвы", а затем распространится на все СМИ "Газпром-медиа".

Холдинг "Газпром-медиа" вводит обязательный к исполнению кодекс поведения журналистов в социальных сетях. Этот документ начнет действовать на радиостанции "Эхо Москвы", а затем распространится на все СМИ "Газпром-медиа".

Поводом к его появлению стал громкий скандал, разразившийся в связи с записью в личном блоге в Twitter одного из ведущих "Эха" и последовавшим за этим требованием акционеров уволить журналиста с работы.

Я не буду пересказывать подробности самого скандала и очень активного его обсуждения. Вы можете все это прочитать самостоятельно. Сразу перейдем к итогам и последствиям, которые мне представляются крайне важными.

А они таковы: после принесенного извинения журналист временно отстранен от эфира, но не уволен, поскольку по действующему законодательству за оскорбительную запись в Сети или неэтичное поведение, выраженное в любой иной форме, уволить сотрудника редакции нельзя.

Действительно, регулировать нормы морали правилами закона невозможно. Но в данном случае речь идет уже не о федеральном законе, соблюдать который требуется от всех граждан страны, а о своеобразной профессиональной инструкции — внутреннем производственном регламенте, разработанном и утвержденном обеими сторонами: акционером СМИ (то есть его владельцами) и редакцией (то есть журналистами).

Я много раз говорил, что профессия журналиста – профессия повышенной ответственности. Возьмем, для сравнения, врача. Медик может по неосторожности или в силу преступной халатности нанести вряд одному человеку. Или нескольким. Я не беру в расчет каких-нибудь маньяков, ставящих перед собой цель устроить глобальную эпидемию. Журналист же обращается одновременно к десяткам тысяч читателей, слушателей, зрителей.

Этические нормы журналисткой деятельности регламентирует множество законов и кодексов. Однако все они уже устарели, потому что с развитием технического прогресса, наши "читатели, слушатели и зрители" давно превратились в новый класс потребителя информации – в класс интернет-пользователей. Это еще более массовая аудитория, это несравнимо более высокая скорость распространения информации и, как следствие, гораздо более сильное воздействие. То есть цена журналистского слова выросла в разы.

На мой взгляд, это означает, что возросла и ответственность журналистов. А вот с осознанием этого у многих моих коллег, к сожалению, по-прежнему, большие проблемы. Поэтому "неофициальная" активность в личном сетевом пространстве выходит на первый план. Но потребитель информации – наш с вами "пользователь" — не обязан вести график: сейчас журналист говорит что-то от имени редакции, а сейчас уже выступает от себя лично. Пользователь – не обязан, а вот журналист – напротив.

Если вы работаете в известных СМИ, если вы сами уже получили достаточную известность, то вы, простите за выражение, "популярный блогер"! А за популярность нужно платить.

А случаев с увольнением журналистов в подобных ситуациях предостаточно. Такие эпизоды были и в Штатах, и во Франции, и в других странах. И не только в журналистике, кстати.

Джона Гальяно уволили вовсе не за запись в Twitter. А со сколькими звездами шоу-бизнеса, уличенными в аморальном поведении, были расторгнуты рекламные контракты? Это ведь, по сути, увольнение с работы в связи с некими событиями из личной жизни сотрудника, а вовсе не за прогул!

Так что не получается спрятаться за "личными пространствами в Интернете". Тем более что очень часто ширма эта оказывается дырявой. И в Сети люди, выступающие в своем официальном журналистском амплуа как сторонники либеральных ценностей и защитники толерантности, как интеллектуалы с несколькими высшими образованиями и образцы нравственности, предстают озлобленными, мстительными, матерящимися направо и налево стяжателями, хамами, завистниками и лгунами. Не верите? А вы покопайтесь сами в Интернете пару часов.

И вы увидите, что оскорблять людей, вызывая в них чувство ненависти к идеям либерализма, к ценностям демократии, лучше всего получается именно у таких "популярных блогеров", называющих себя "интеллектуальной элитой общества". Среди них, к сожалению, немало журналистов.

Надеюсь, это временно. Потому что профессиональный кодекс, который теперь появится, а я очень надеюсь, что опыт "Газпром-медиа" захотят перенять и другие средства массовой информации, помогает решить несколько проблем. Он защищает редакцию от риска попасть под горячую руку акционера, он сдерживает чересчур активных в Интернете сотрудников редакции, а в итоге он помогает целевой аудитории получать продукт, свободный от дополнительных примесей.

Глядишь, и скандалов станет поменьше.