Зеленый свет российскому кино: Минкульт хочет урегулировать прокат

В понедельник на телеканале "Россия 1" – премьера: исторический сериал "Екатерина". На фоне такой премьеры сам бог велел вернуться к идее о введении обязательного единого госэкзамена по истории. Автор этой идеи Владимир Мединский, министр культуры – гость "Вестей в субботу".

В понедельник на телеканале "Россия 1" – премьера: исторический сериал "Екатерина" о великой русской императрице. На фоне такой премьеры сам бог велел вернуться к идее о введении обязательного единого госэкзамена по истории. Автор этой идеи Владимир Мединский, министр культуры – гость "Вестей в субботу".

- Владимир Ростиславович, год назад вы эту идею выдвинули. На этой неделе ее поддержал ваш подчиненный Кравцов, а также спикер Госдумы Сергей Нарышкин в своем качестве главы Российского исторического общества. Я только "за" обеими руками. ЕГЭ по истории, по-моему, нужно было восстанавливать вчера, а не завтра. Ну, вот, допустим, приходит на такой экзамен мальчик из коммунистической семьи, достается ему билет по Сталину, и он начинает говорить: "Сталин – великий менеджер, полководец, вождь". Про репрессии не упоминает. А ведь и эта история свойственна нашему обществу, когда люди смотрят на события со своей колокольни, не признавая другую. Так если выходить на ЕГЭ по истории, как ее преподавать?

- Начнем с того, что ЕГЭ по истории, конечно, есть, просто экзамен входит в блок необязательных, которые ты выбираешь, если идешь впоследствии поступаешь в гуманитарный вуз. Но история – это действительно гражданская дисциплина, это необычный учебный предмет, вы знаете, как цинично говорят на Украине политтехнологи, начальная военная подготовка учит вас, как стрелять из автомата, а история должна учить, в кого стрелять из автомата.

- Ужас какой.

- Вот. Это особая дисциплина. Но там нет легких решений, потому что появление любого дополнительного экзамена по ЕГЭ — это значительные деньги и очень большая оргработа. Мне кажется, важным здесь является то, как новый стандарт, который был разработан Российским историческим обществом, который был утвержден Министерством образования и на основании которого и будут готовиться новые учебники по истории, ляжет в программу. И после этого нужно уже будет рассматривать вопрос обязательности ЕГЭ по истории, если будут соответствующие силы и средства.

- А новый стандарт позволяет уйти от "либо Сталин — менеджер, либо Сталин — тиран"?

- История — сложная вещь.

- О чем речь?

- В ней черно-белых красок нет.

- И новый стандарт предполагает наличие черного и белого? А не только одного и только другого?

- Новый стандарт должен предполагать, и я надеюсь, что учебники будут написаны таким образом, чтобы все-таки взгляд на историю был объемным, потому что зачастую тиран и менеджер, эффективный менеджер. Это вещи...

- Это же неслучайная фраза. Мы помним с вами, появилось "Сталин — эффективный менеджер".

- Мы помним, да. Но эти вещи не взаимоисключающие. Как показывает история, очень часто эти вещи идут рука об руку. Поэтому взгляд на историю должен быть объемным, с одной стороны. А, с другой стороны, конечно, тому, что мы преподаем, мы должны уделять гораздо больше внимания, чем это делалось в последнее время.

- И вы за обязательный экзамен? Просто мы начали-то с этого.

- Если для этого будут созданы соответствующие финансовые и организационные условия, то это было бы очень правильным.

- А если мальчик — физик, а девочка — математик, и не нужна им эта история?

- Пригласите Ливанова, он подробней и лучше расскажет про физику и математику.

- На этой же неделе вы выступили за введение квот на иностранные фильмы в российском прокате. Это как?

- Не совсем так. Я всегда выступал и продолжаю выступать за режим протекционизма в отношении российского кино. Сейчас этот протекционизм заключается в том, что мы государственно субсидируем фильмы. Причем, если раньше это делалось, скажем так, менее системно, то сейчас Министерство культуры поддерживает авторское кино, дебютное кино, экспериментальное кино, а Фонд кино специализируется на поддержке фильмов коммерческих. Как показывают результаты данного года, они удивительны, на самом деле уже много лет российское кино не получало такого количества международных призов, премий, как в текущем году.

- Хотя вы не всегда согласны с тем, кому вручают?

- Это показатель того, что кино мы делаем очень качественное. Посмотрите, Венецианский кинофестиваль, Каннский фестиваль, Лондонский, Токийский, Мюнхен, Эмираты, Локарно. На сегодня, по-моему, счет общего числа международных призов наших фильмов перешел за 25 уже, и к концу года мы надеемся, будет еще. Это говорит о том, что мы делаем хорошее кино. Теперь, как добиться того, чтобы наше кино больше смотрели зрители. Тут есть другие механизмы. Это механизмы, отработанные во Франции, в ряде азиатских стран, в Италии, в Южной Корее. Это механизмы защиты выхода на экран. Могут быть квоты, может быть поддержка кинотеатров.

- Не больше, чем такое-то количество иностранных фильмом или не примерно такое-то количество российских?

- Везде по-разному. Крайняя степень поддержки — это китайский опыт, когда китайцы просто фиксированное количество релизов отдают вообще в целом всей иностранной продукции, а все остальное только китайское.

- Мы китайцы?

- У нас пропорция абсолютно обратная. У нас сейчас на экранах больше 85 процентов иностранного кино, а в показах гораздо больше. И при этом российское кино держит долю 18 процентов. Это очень неплохой результат. Мы посмотрим, как закончится год, и по итогам года будем предлагать либо сохранить действующую систему, либо вносить предложение как-то систему корректировать. Один из вариантов корректировки — это регулировать релизы фильмов. Это тоже делают во многих странах мира.

- Это что означает?

- Это означает то, что не должно быть так, что сейчас мы даем прокатное удостоверение иностранному фильму, но не определяем ему окно выхода.

- И он может наложиться на что-то отечественное?

- Очень часто специально даже накладываются иностранные блокбастеры на выходящие отечественные фильмы, подавляя их. Человек не будет в течение недели два раза ходить в кино.

- И это как раз можно регулировать?

- Да, это можно регулировать. Это вполне в рамках правил. И многие страны идут по этому пути, таким образом разводя отечественные релизы и иностранные, давая возможность зрителю выбора, что ему посмотреть в свободное время.

- С ваших же слов на этой неделе стало известно, что с августа по октябрь в этом году не вышло ни одного значимого российского фильма. Если будет такое регулирование, не останемся мы вообще без кино?

- Вот то, что было у нас с августа по октябрь, как раз результат того, что Министерство культуры никогда не вмешивалось в этот процесс, никогда не давало никаких рекомендаций, и зачастую появлялись такие странные провалы, когда релизов нет.

- Голливуд, да?

- Не все всегда регулирует успешно рынок. Иногда тут надо просто выстраивать рекомендательную систему. В то же время у нас вышел, например, целый ряд очень успешных фильмов в октябре, и голливудские фильмы, которые должны были выйти позже, были перенесены специально позже на ранние релизы, чтобы не конкурировать друг с другом, а конкурировать с русским кино, которое они полагают изначально более слабым.

- Там считают? Интересно.

- Там все считают.

- Спасибо.