Байден побоялся ставить свечку за "Небесную сотню"

В субботу в ООН лишь три страны мира отказались осудить героизацию нацизма и экстремистские движения на основе идеологии расизма. Это важный фон для понимания того, что происходит в Киеве.

В субботу в ООН лишь три страны мира отказались осудить героизацию нацизма и экстремистские движения на основе идеологии расизма. Это важный фон для понимания того, что происходит в Киеве.

Через год после начала Евромайдана его главные заводилы решили не появляться на Площади независимости. Ни Кличко, ни Яценюк, ни Тягнибок с Турчиновым на народное вече не пришли. Да и хотели ли их видеть вернувшиеся по случаю из донбасских окопов майдановцы? Ведь даже те, кто вслед за президентом Порошенко называет годовщину начала революции днем достоинства, в ее результатах разочаровались.

Пока одни со сцены вспоминали, как это было год назад, другие скандировали ставшие здесь совершенно обыденными националистические кричалки. И только родственники погибших на майдане активистов держались все больше в стороне. Им до сих пор так и не сказали правду, кто расстрелял Небесную сотню. Когда утром президент Порошенко приехал с лампадой к поминальному кресту, вместо ликования и оваций — свист и крики "позор".

Поставить Небесной сотне свечку хотел и американский вице-президент Байден. Говорят, шел за Порошенко следом. Но, узнав о таком приеме, служба безопасности на всякий случай рекомендовала ему на Институтской не появляться. Дружеские похлопывания по плечу проходят без майданной массовки.

Байден прилетел ровно в тот момент, когда коалиционные переговоры пяти промайданных партий зашли в тупик. Почти месяц они не могли согласовать текст соглашения, и только в ночь, когда в киевском Борисполе приземлился самолет с американским флагом на фюзеляже, делегаты от коалиции перестали уплетать, закрывшись в Раде, принесенные Ляшко оливье и вареники (кто-то выложил в Интернет снимки) и объявили о подписании документа. План на ближайшую пятилетку — почти в 70 страниц, с провозглашением курса на Евросоюз и НАТО. Хотя понятно, что подковерные коалиционные споры шли и о раздаче министерских портфелей.

"Арсений Петрович, я готов стать министром внутренних дел, так и запишите в коалиционное соглашение", — заявил Ляшко. Яценюк посмеялся, и даже пожал Ляшко руку. Пост главы МВД, впрочем, так и не пообещал.

И только Юлия Тимошенко сидела с каменным лицом. Коалиционный союз для нее — скорее, вынужденная мера, чтобы не остаться на задворках украинской политики. Потому и подчеркивает собственную значимость в авторстве соглашения. "Именно наша фракция включила пункт об отмене внеблокового статуса", — заявила лидер партии "Батькивщина".

Первое заседание Верховной рады в новом составе решили назначить на 27 ноября. Сложивший с себя полномочия спикера Турчинов уже и подготовку к открытию объявил, даже пересчитал, кто поместится в президиуме — так, чтоб без оппозиции: "Я провел эксперимент, получается, что в президиуме помещаются только 6 кресел".

Тогда же планируют обсудить и кандидатуры министров, где главные споры — вокруг силового блока. И у Порошенко, и у Яценюка свои планы и свои люди. Расставить все точки над украинским кабмином, говорят, и должен был помочь Байден, ведь не случайно торопит. "Создайте новое правительство. Это необходимо сделать на протяжении нескольких дней, не недель, — подчеркнул вице-президент США. — Я хочу вас заверить, что если Украина продолжит двигаться этим курсом, то международные партнеры будут помогать, начиная с США".

Личный вклад Вашингтона за весь год пока ограничился выделением миллиарда долларов. И то не живыми деньгами, а в виде долговых обязательств. Вот и в пятницу десант из Белого дома пообещал перечислить 320 миллионов долларов, хотя в Киеве рассчитывали на большее. При этом ни слова о поставках оружия, чего тоже так добивался Киев. Лишь после отлета Байдена — короткое сообщение из минобороны США: Украина получит три противоминометных радара.

Хотя и Байден, и Порошенко заявили: формат минских переговоров нужно продолжать. "Сегодня нам как никогда нужно единство. И я верю, что мы способны выучить уроки истории. И пусть не надеются снова покорить Украину. Мы стали сильными, мудрыми и мы дадим отпор. Никогда не сдадимся, никогда не прекратим борьбы! Геноцид — это черта лишь диктаторских и тоталитарных режимов. На Украине, которая идет европейским путем, геноцид не повторится никогда", — подчеркнул президент Украины Петр Порошенко.

Слова Порошенко по случаю дня памяти жертв голодомора звучат особенно странно на фоне объявленной жителям Донбасса экономической блокады, когда ни пенсий, ни социальных пособий. Киев замораживает любые перечисления бюджетникам.

"Мы это расцениваем как геноцид против собственного народа. Поэтому мы будем действовать жестко. Более того, мы подписали и направили обращения и в ООН, и в ОБСЕ, и во все международные организации. Мы рассчитываем привлечь внимание международной общественности к тому, что произошло, мы рассчитываем на отстаивание прав людей, которые находятся на этих территориях конституционными методами – через суды", — заявил Юрий Бойко, лидер партии "Оппозиционный блок".

Но промайданные силы действовать привыкли с позиции силы. Их батальоны уже давно воюют не только в зоне АТО, но и активно используются в решении деликатных бизнес-вопросов. Так, боевики олигарха Коломойского накануне захватывали Одесский нефтеперерабатывающий завод. Впрочем, чего еще ждать от вооруженных радикалов, если даже депутаты на Украине привыкли хвататься за топор, когда речь идет о сведении счетов с представителями прежней власти.