Определилась судьба коллекции Корнелиуса Гурлитта

Стало известно, кому достанется коллекция живописи Корнелиуса Гурлитта: большую часть полотен отправят Музею искусств в швейцарском Берне, а примерно 500 картин передадут частным лицам – наследникам законных владельцев.

Стало известно, кому достанется коллекция живописи Корнелиуса Гурлитта: большую часть полотен отправят Музею искусств в швейцарском Берне, а примерно 500 картин передадут частным лицам — наследникам законных владельцев. Грандиозную коллекцию немецкого затворника стоимостью более миллиарда евро обнаружили пару лет назад. 1300 полотен художников-модернистов нашли в самой обычной арендованной мюнхенской квартире.

Принять или отказаться от уникального собрания картин стоимостью почти миллиард евро? Именно такая дилемма стояла перед руководством художественного музея Берна. Решение, на первый взгляд, очевидное: имена авторов полотен говорят сами за себя — Пабло Пикассо, Марк Шагал, Пьер Огюст Ренуар, Анри Матисс и многие другие. Однако вместе с ценными экспонатами музею предстоит унаследовать и непростую историю их происхождения. Завещателем стал Корнелиус Гурлитт — немецкий затворник, который прославился на весь мир своей грандиозной коллекцией живописи.

"Руководство Бернского музея искусств решило принять наследие Корнелиуса Гурлитта. Мы еще раз повторяем: для нас его завещание стало полной неожиданностью. Мистер Гурлитт выбрал наш музей в качестве наследника, исходя из чистых намерений и мотивов", — говорит президент Бернского музея изобразительных искусств Кристоф Шойблин.

Возможно, о Гурлитте никто никогда бы не узнал, если бы не случайный таможенный осмотр поезда. Тогда полиция обнаружила у 80-летнего пассажира крупную сумму наличных, после чего в его арендованной квартире решили провести обыск. Находка в тайнике поразила проверяющих. Власти Баварии смогли держать картины в тайне от общественности лишь полтора года. Сам Гурлитт успешно справлялся с этим более полувека. Свою коллекцию он получил от отца, который работал искусствоведом при Гитлере. Часть полотен он приобрел на свои деньги, остальное — при поддержке нацистского режима — конфисковал у владельцев.

"Украденные предметы искусства и те из них, которые, возможно, были украдены, никогда не появятся в нашем музее – и, вообще, в Швейцарии", — заверяет Кристоф Шойблин.

На вопрос, почему именно Берн, попыталась ответить швейцарская пресса. Журналисты предполагают, что Гурлитта возмутило отношение к нему властей Германии, так что он изменил свое завещание и решил, что на родине его сокровища не останутся. Значительный объем находки составляет так называемое дегенеративное искусство — его представители с 1937 года считались чуждыми культуре Третьего Рейха. Немалая часть изъятых картин принадлежала евреям, которые стали жертвами Холокоста. Теперь представители еврейских общественных организаций грозят музею лавиной судебных исков, если он примет "мюнхенский клад" до того, как его точное происхождение будет установлено.

"Учитывая непростое наследие нацистского режима, Германия должна решать эти проблемы. Этот случай — абсолютно уникальный. Ему пришлось жить с таким сложным наследием, и он делал это, уйдя в затворники", — говорит искусствовед Эстер Тиза.

Впрочем, в Берлине решением передать коллекцию с такой непростой судьбой другой стране не разочарованы. Для ФРГ это еще одна возможность показать, насколько нынешнему руководству страны противно ее "коричневое" прошлое — в частности, в том, что касается преступной торговли предметами искусства.

Правда, арт-детектив еще далек от развязки: против отправки собрания картин в Швейцарию выступила двоюродная сестра Гурлитта. По ее словам, его завещание похоже на последнее волеизъявление психически нездорового человека.