Авторское вознаграждение за патриотизм: музею запрещают трансляцию военных песен

Почем нынче исполнить марш "Прощание славянки"? Вопрос не праздный. Любое публичное воспроизведение военных песен, по закону об авторском праве, должно быть оплачено. Исключение – если патриотические мотивы звучат в просветительских целях. И здесь возникает вопрос – что именно считать просвещением?

Почем нынче исполнить марш "Прощание славянки"? Вопрос, как ни странно, не праздный. Любое публичное воспроизведение военных песен, по закону об авторском праве, должно быть оплачено. Исключение — если патриотические мотивы звучат в просветительских целях. И здесь возникает вопрос — что именно считать просвещением? Где та тонкая грань между непреклонностью закона и здравым смыслом?

Здесь у него снова вырастают крылья. Сергей Крамаренко — летчик-ас, каких остались — да и были — единицы. Однополчанин легендарного Кожедуба, Герой Советского Союза и двух войн — Великой Отечественной и Корейской. На его счету — более 150 боевых вылетов и три десятка воздушных побед. Вспоминает: в редкие минуты отдыха на фронте, бывало, запевали всем отрядом.

"Мы пели военные песни: и "Землянку", и "Вставай, страна огромная". С боевым настроением. Мы чувствовали, что мы защищаем нашу Родину, наш народ, и получали новые силы для ведения воздушного боя", — вспоминает ветеран.

И сейчас под крылом самолета в Музее техники поет уличный динамик — транслируют песни военных лет. Но оказалось, некоторым посетителям выставки они резанули слух. Вовсе не полторы сотни военных раритетов, а несколько громкоговорителей привлекли внимание сотрудников Российского авторского общества. Вдруг выяснилось, что аккомпанемент к этой музейной экспозиции незаконен. В официальном письме — предложение заключить договор и отчислять 15 тысяч рублей ежемесячно. Возмутила сотрудников не сумма и не сама суть претензии — те же диски ставят в ресторане и кафе при музее, и за это платить готовы, — а то, что в "пиратский" список попала и бесплатная уличная экспозиция.

"Любая мелодия Великой Отечественной войны — это тот же гимн мужеству, людям, эпохе. Почему мы должны за военные песни, которые воспитывают, создают ощущение не потерянного прошлого в парках, музеях, платить деньги? Абсурд!" – недоумевает директор Музея военной техники Вадим Задорожный.

Но в слова никто не вслушивается. Есть общие расценки. На сайте Российского авторского общества опубликованы ставки для музеев. Считают площадь павильона или процент от выручки.

"Неважно, при взимании входной платы в какую-то организацию или без взимания. При использовании музыкального произведения в любом случае должно взиматься авторское вознаграждение", — заявляет заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин.

Но исключения есть: ставить музыку бесплатно можно в информационных, учебных, научных или культурных целях.

"Воспитание патриотизма в подрастающем поколении можно отнести в определенной степени к учебным целям, но эта грань достаточно тонкая", — признает в интервью программе "Вести-Москва" юрист, почетный адвокат России Никита Филиппов.

Любой закон можно довести до абсурда. Как было в Самаре — там в пиратстве обвинили хор ветеранов. После благотворительного концерта участникам и организаторам предъявили претензии, что те без разрешения пели "Смуглянку".

"За то, чтобы довести до наших внуков такую изюминку воспитательного характера, мы еще должны заплатить? Да разве это не преступление?" — возмущаются ветераны.

После оглушительного скандала для ветеранов в законе сделали исключение. Теперь им вторит и летчик-ас Сергей Крамаренко.

"Я вообще не понимаю, как можно за патриотизм брать деньги! Эти песни должны исполняться бесплатно, наши люди должны гордиться ими!" – убежден ветеран.

Выслушать обе стороны может только суд. И определить, какие именно песни считать патриотическими. В любом случае, повод для дискуссии, наверное, есть: что защищать — авторские права или что-то более ценное?