Гримасы времени. Реплика Максима Кононенко

Масштабная научно-фантастическая кинокартина Кристофера Нолана "Интерстеллар" вновь заставила человечество задуматься над гримасами времени.

Масштабная научно-фантастическая кинокартина Кристофера Нолана "Интерстеллар" вновь заставила человечество задуматься над гримасами времени.

Интеллектуальные игры, посвященные пространственно-временному континууму — это приятное и полезное упражнение для ума, и каждое из не таких уж и частых произведений культуры на эту тему, будь то роман Айзека Азимова "Конец вечности" или киносериал Роберта Земекиса "Назад в будущее", вызывают живейший интерес у публики.

И каждый раз, когда публика начинает с энтузиазмом обсуждать на заседаниях школьных клубов, на кухнях или в блогосфере парадоксы времени, — само время, кажется, смеется над публикой. Ведь для того, чтобы столкнуться с подобными парадоксами, вовсе не обязательно читать толстые романы и смотреть трехчасовые кинокартины.

Ну вот, например, вам история. Белый американский патрульный застрелил темнокожего подростка. Развернулась широкая общественная кампания с требованием наказать стрелявшего. Суд присяжных, большинство в котором составляли белые, оправдал убийцу.

Немедленно после оглашения решения суда начались протесты, переросшие в массовые беспорядки во многих городах США. Полиция применила резиновые пули и слезоточивый газ. В города вводилась национальная гвардия. Президент Барак Обама призвал сограждан успокоиться, соблюдать порядок и уважать решение суда.

"Да это же Фергюсон!" — скажет сто процентов из вас. Ну, правильно, ведь это происходит прямо сейчас. Суд присяжных оправдал убийцу подростка. Столкновения происходят на улицах Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Окленда. Горят полицейские автомобили и американские флаги.

Республиканцы требуют навести порядок и называют происходящее происками коммунистов. В Фергюсон заходит национальная гвардия.

Да, все это так. Только я рассказывал вам другую историю. Она произошла не в Фергюсоне, а в Стэнфорде. Убили не 18-летнего Майкла Брауна, а 17-летнего Тревора Мартина. А убийцу звали не Даррен Уилсон, а вовсе даже Джордж Циммерман.

В остальном все было именно так, как сейчас — протесты, оправдание большинством белых присяжных, беспорядки на улицах, национальная гвардия. Даже список городов тот же самый — от Нью-Йорка до Окленда.

А теперь, внимание, самое главное. Знаете, когда произошла та история в Стэнфорде? Само убийство — в феврале 2012 года. А беспорядки после решения суда — летом 2013 года, чуть больше года назад.

И зачем нам теперь "Инстерстеллар"? Зачем нам "Конец вечности" и "Назад в будущее"? Вот же, прямо перед носом самый настоящий временной парадокс. Одно и то же событие повторяется с точностью до деталей, причем все чаще и чаще. Ведь настоящая война "белых" и "черных", бушевавшая в США в 60-х годах прошлого века, тоже началась с убийства белым полицейским чернокожего подростка. Лос-анджелесский бунт 1992 года — и все то же самое: белые присяжные оправдали полицейских, избивших афроамериканца.

Причем повторение одного и того же события совершенно никак не зависит от текущего политического контекста. В 1968 году после убийства Мартина Лютера Кинга темнокожие активисты провозгласили казавшийся тогда радикальным лозунг: "Власть черным!" Правительству пришлось пойти на уступки, спустя годы изменилось и общественное мнение. США, казалось, сделали невозможное: всего за пару десятилетий решили межрасовую проблему, существовавшую до того 200 лет.

И вот ситуация совершенно иная. Президент США — темнокожий. Лозунг о "власти черных" потерял всякий смысл, потому что власть уже у них. Но, несмотря на это ничего не меняется! Одна и та же история повторяется снова и снова.

Белый полицейский, чернокожий подросток, беспорядки, белые присяжные, оправдание, опять беспорядки, резиновые пули, слезоточивый газ, национальная гвардия. Все как в кинофильме Гарольда Рэмиса "День сурка".

И только одно небольшое различие, появившееся как раз за те несколько месяцев, которые разделяют историю в Фергюсоне и историю в Стэнфорде. Причем, быть может, именно из-за этого небольшого различия теперь мало кто вспоминает историю оправдания Джорджа Циммермана.

Потому что происходящее сейчас вокруг Фергюсона интересно еще и с другой точки зрения. Ведь весь мир, включая простых американцев, за эти несколько месяцев узнал, во что иногда перерастают уличные беспорядки под лозунгами борьбы с полицейским произволом и коррупцией в органах власти. В самых, казалось бы, спокойных и цивилизованных странах.