Еженедельная программа Вести.net от 29 ноября 2014 года

Привет, планета, это программа Вести.net снова из нашей студии, потому, что... потому что холодно. В отличие от прошлой, эта неделя была довольно насыщенной для отечественного интернет- и IT-бизнеса. Есть даже опасение, что все в программу не уместится.

Привет, планета, это программа Вести.net снова из нашей студии, потому, что... потому что холодно. В отличие от прошлой, эта неделя была довольно насыщенной для отечественного интернет- и IT-бизнеса. Есть даже опасение, что все в программу не уместится.

Итак, с чего начнем? С атаки на отечественную Сеть. На этой неделе нашли вирус, похожий на антииранский Stuxnet, но покруче и направленный на Россию.

"Какая страна стоит за сложнейшим вирусом-невидимкой?", "Новый Stuxnet — правительственно-оружейное программное обеспечение "Реджин", "Новый шпионский вирус называют несравненно искусным и самым сложным"... С подобными заголовками вышли все крупные интернет-издания мира. Вирус под названием Regin называют новым только потому, что говорить о нем стали только сейчас.

"Надо понимать, что про Regin в целом антивирусная индустрия — крупнейшие компании — знали довольно давно, как минимум, два года, — отмечает главный антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Александр Гостев. — И по большей части эта информация была непубличной. Про вирус знали, его детектировали, пытались находить пострадавшие от него структуры и частных лиц (были такие жертвы), антивирусные компании пытались собрать все это воедино и понять, что же это такое. История Regin началась, как минимум, в 2008 году, но есть косвенная информация, что, возможно, он появился еще в 2003-м. Таким образом, мы вообще имеем дело с одной из самых долгих шпионских операций в истории".

Специалисты "Лаборатории Касперского" утверждают, что для создания такой программы потребовались месяцы или даже годы, и добавляют, что над вирусом одновременно работали десятки людей, а его создание потребовало не один миллион долларов.

По словам Александра Гостева, атакам Regin подверглись всего около 30 жертв по всему миру — правительства разных стран, крупные компании типа Microsoft и частные лица. И каждая атака была уникальна, хирургически выверена. "То, что у нас есть на сегодняшний момент, несомненно, заставляет нас говорить о том, что это одна из самых действительно сложных вредоносных программ в истории, — уверен эксперт. — Я готов ее сравнить даже со Stuxnet по способностям. Не потому, что Stuxnet был нацелен на ядерную программу Ирана, и Regin делает похожие вещи, нет. Regin специализируется на других вещах, но также довольно революционных технологиях. Например, модуль, который позволял перехватывать информацию с базовых станций GSM, и таким образом злоумышленники могли получать информацию о звонках, о контактах и проходили через всю Сеть пострадавшего телекоммуникационного оператора".

После установки на машине Regin может делать скриншоты, красть пароли и другие данные, восстанавливать стертые файлы, взламывать функции мышки по наведению и кликам, отслеживать внешний трафик машины, читать письма и контролировать всю электронную переписку организации. По словам экспертов, пока известно, что в большей степени от этого вируса пострадали компьютеры в России и Саудовской Аравии. Именно на эти две страны приходится около половины выявленных случаев заражения вирусом Regin.

"Сегодня смотрел реакцию своих коллег из других антивирусных компаний, которые выпустили свои публикации по поводу Regin, — рассказывает Александр Гостей. — Скажем так, что все сходятся во мнении, что это не Россия и не Китай. Вот эти две страны все исключают из авторства Regin. Что остается? Судите сами". По словам специалиста, сейчас вирус неактивен. Скорее всего, после публикаций о его существовании авторы постараются замести следы и залечь на какое-то время на дно.

Хотя большая часть антивирусного сообщества аккуратна с предположениями относительно того, кто же стоит за Regin, есть люди, которые не особенно стесняются и показывают пальцами на Агентство национальной безопасности США и такую же британскую контору GCHQ — что-то вроде центра правительственной связи.

Конечно, вся история еще раз демонстрирует, в каком бредовом мире мы живем. Regin работал 11 лет, с 2009-го года он известен чуть ли не всем компаниям по кибербезопасности, и никто ничего никому не говорил. Все "изучали", а сейчас вышли к людям только потому, что журналисты начали запрашивать комментарии и стало понятно, что кто-то из конкурентов сейчас все расскажет. Короче говоря, шпионская история, большая часть которой осталась за кадром.

***

Давайте обратимся к человеческим новостям. Старейшина российского IT-рынка, компания ABBYY, которой в этом году исполнилось 25 лет, решила отпраздновать юбилей с выдумкой и объявила о создании соцсети.

Одна из старейших российских IT-компаний ABBYY запустила соцсеть для полиглотов. Она обновила свой самый первый продукт — электронный словарь Lingvo. На его основе теперь запускается бета-версия специализированной сети для работы с языками.

Новая соцсеть позволит пользователям обращаться к бесплатным словарям или запрашивать перевод у сообщества. Также, по замыслу разработчиков, Lingvo Live должна стать площадкой для коммерческих фирм, предлагающих переводы или обучение иностранным языкам.

Но на данный момент посвященная этому сервису секция Marketplace еще не запущена, и когда она появится — в компании не уточняют. Сейчас Lingvo Live предлагает доступ к 130 словарям, а также к "народному словарю", который составляется силами самих пользователей.

"Мы создаем соцсеть для того, чтобы пользователи имели возможность очень быстро и очень просто добавлять какие-то новые слова. Я говорил в презентации, что Oxford посчитал, что 2-3 тысячи новых слов появляется в английском языке за год, поэтому нам важно, чтобы словари были релевантны", — отметил руководитель департамента Lingvo Live Артем Кумпель.

Пока бета-версия социальной сети работает только в браузере, версия для iOS все еще проходит модерацию. В ближайшем будущем приложение станет кроссплатформенным — выйдет на Android, Mac и Windows.

В базовой версии сервис будет бесплатным, но работать будет только при наличии Интернета. Для того, чтобы пользоваться приложением в оффлайне, потребуется приобрести подписку. Что же касается рекламы, то на начальном этапе ее не будет, чтобы не отпугивать клиентов. Однако позднее рекламные баннеры все же появятся.

"Кроме того, будет монетизация, связанная с Marketplace. То есть, когда мы сводим школы, обучающие языкам, или агентства, сервисы, обеспечивающие перевод, с потребителями. Здесь существуют возможность монетизировать эти связи", — полагает основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян.

Несмотря на большое число пользователей продуктов ABBYY в России, основной рынок для компании — зарубежный, он приносит около 80 процентов прибыли. По этой причине сервис изначально выходит на русском и английском языках. Впрочем, начинать экспансию Lingvo Live компания все же хочет с постсоветского пространства и сравнительно небольших стран. "Мы абсолютно точно видим ниши, особенно в небольших странах, где все находятся в режиме технологического прогресса. Появляются новые слова в области гаджетов, например. И нет у маленьких стран, возьмем Черногорию или Словению, издательства русского языка. Пардон, в России я сейчас с трудом назову издательство, которое выполняет роль издательства "Русский язык", которое было в Советском Союзе. Нет даже для такой большой страны, как Россия. А для небольшой страны, где всего 5-10 миллионов жителей, это большая проблема — лексикография. Кто устанавливает стандарты новых слов, как они появляются? Это вопросы нерешенные. Поэтому мы хотим дать инструмент, который в первую очередь небольшие страны смогут использовать для автоматической консолидации профессионалов в области языка, переводов, лексикографии, обучения и потребителей", — подчеркивает Ян.

Несмотря на существование автоматических онлайн-переводчиков от Google, Microsoft и Яндекс, в ABBYY их конкурентами не считают, однако допускают, что в случае, если автоматические решения достигнут качества человеческого перевода, они смогут стать альтернативой для пользователей, читающих и пишущих на иностранных языках. Что же касается людей, изучающих языки, то им автоматические переводчики помочь не смогут — придется обращаться к словарям.
"С точки зрения российской аудитории, сегодня проектами Lingvo различных версий пользуется примерно 8 миллионов человек. В мире пользователями словарей Oxford и Macmillan является, наверное, 200 миллионов человек. Соответственно, где-то между этими цифрами, в конечном счете, и будет наша аудитория. В России, конечно, не будет 8 миллионов человек в самой социальной сети, мы так не думаем. Но в том, что это будет какая-то заметная доля от нашей аудитории сегодняшней, мы абсолютно уверены. Потому что рано или поздно текущие версии Lingvo устареют. И куда пойдут эти люди? Они пойдут в Lingvo Live", — уверен основатель компании ABBYY.

***
Так. Теперь еще одно полуфестивальное событие. В четверг вечером "Яндекс" собрал очень разношерстную публику — вплоть до странных развлекательных порталов — на секретную ("Яндексу" очень нравится это слово) пресс-конференцию. В общем — переизобрели браузер.

Компания "Яндекс" представила альфа-версию своего обновленного браузера, который позиционируется командой разработчиков как "браузер будущего". И главной дизайнерской идеей обновленного сервиса стал минимализм. Разработчики постарались, чтобы никакие элементы интерфейса браузера не занимали полезную площадь экрана, хотели сделать его прозрачнее и чище.

Второй визуально заметной особенностью браузера стал как раз прозрачный интерфейс: он может принимать цвета, близкие к открываемой странице, то есть, не выглядит чужеродно, но при этом цветовой градиент заметен.

И третьим новшеством "Яндекс.Браузера" стал перенос панели вкладок в нижнюю часть экрана, и это, пожалуй, самая непривычная часть, сразу получившая довольно много неодобрительных комментариев. Впрочем, не стоит забывать, что это пока альфа-версия и вполне возможно, что по мере движения к релизу положение панели вкладок на экране можно будет изменять по желанию пользователя.

"Да, мы провели пару usability-тестирований на обычных людях, — говорит арт-директор "Яндекс.Браузера" Константин Горский. — То есть, это не сотрудники компании, а простые люди, которые привыкли пользоваться Интернетом как-то обычным образом. Человек в первую секунду замечает, что что-то изменилось. Ой-ой, что же не так? А потом начинает пользоваться, и оказывается, что все более-менее на своих местах. Хочет пойти на новую страницу, нажимает на плющ, а там у него табло, хочет ввести адрес сайта, нажимает туда, где должна быть адресная строка, и она появляется там же, где он ожидает ее увидеть. Так что, может быть, выглядит очень непривычно, но на самом деле все базируется очень глубоко на обычных, привычных паттернах.

В новом "Яндекс.Браузере" теперь в качестве фона можно выбрать "живые обои" — закольцованные 15-секундные видеоролики. К их подбору в компании подошли серьезно: команда дизайнеров снимала их в самых разных уголках России — на озере Байкал, в Саянских горах, в Приэльбрусье. Но при желании анимацию можно всегда отключить.

Помимо дизайнерских новшеств, на презентации разработчики рассказали о тесной интеграции браузера с поисковой машиной "Яндекса". Другими словами, новый браузер позволяет получать разноформатные поисковые ответы уже в процессе ввода запроса. "Мы стараемся дать пользователю ответ еще тогда, когда он не сформулировал полноценный запрос в поиске "Яндекса", — говорит руководитель проекта "Яндекс.Браузер" Роман Иванов. — Он может выделить какие-то слова. Этого пока нет, но это будет сделано в наших следующих версиях. Просто надо выделить некоторые слова на странице, нажать на них правой кнопкой и сразу получить ответ, толкование этого термина, картинку, если этот запрос-выделение подразумевает графическое представление".

"Мы хотим давать ответ, пока человек только начинает писать свой запрос в адресной строке, в умной адресной строке. Мы хотим давать ответ не с его запросом или выделенными словами, а со страницей, которую он сейчас просматривает. Мы сделаем изнанку сайта, которая позволяет одним кликом получить структурированную информацию о том, что содержит эта страница. Или связанные ссылки, которые вычисляются на основе опыта других пользователей, которые переходят с этой страницы и ищут что-то после этой страницы", поясняет руководитель проекта.

Под "изнанкой" подразумевается не новое окно, а слой поверх открытой страницы. В этом режиме пользователь может совершить со страницей привычные действия, например, отредактировать ее адрес, добавить в закладки или в Табло. Помимо этого, в нижней части "изнанки" содержится расширенная информация, связанная с сайтом, например, ссылки на схожие ресурсы, более выгодное предложение по товару или карта с указанием адреса.

Это лишь несколько из предстоящих шагов по развитию "Яндекс.Браузера", и они, по словам руководителя проекта, будут вводиться постепенно — по одному-два в каждый новый релиз.

Сроки выхода окончательного варианта "Яндекс.Браузера" его разработчики не называют и берут целый год на тест и правку обновленной версии. Так что, вполне возможно, что итоговый вариант будет выглядеть совсем по-другому.

"Сейчас ситуация на рынке браузеров в Рунете такая, что есть самый большой Chrome, и есть много других браузеров — Opera, FireFox, Internet Explorer, "Яндекс.Браузер", которые сейчас все равны по доле, болтаются в диапазоне однопроцентного пункта. И при этом мы одни растем, а все остальные падают. То есть, в общем, я думаю, мы скоро станем вторым браузером в Рунете. И это не связано с тем, что мы сегодня сделали, это связано с тем, что мы делали предыдущие два года. А то, что мы сделали сегодня, рассчитано на перспективу, на то, что будет через полгода-год, два-три года", — говорит Роман Иванов.

Важно оговориться, что при всех удобствах все фишки нового браузера привязаны к поиску "Яндекса". Да и вообще можно сказать, что в данном случае браузер представляет из себя больше поисковый продукт, чем самостоятельное окно в Интернет. При всем этом есть один большой минус: с такими характеристиками "Яндексу" очень сложно будет продвигать браузер вне Рунета — там, где поиску "Яндекса" придется противостоять популярности поиска от Google.

Что бы там ни говорили о новом браузере, разработки "Яндекса", видимо, хорошо принимают в глобальном сообществе — недаром в новом Safari появилось что-то вроде табло. Впрочем, и сам "Яндекс" весьма "эпплолюбив" — в новых анимированных обоях трудно не увидеть отсылку, например, к скалам ОС Yosemite.

***

Одновременно у поисковика случился еще один анонс, которого "яндексоиды", впрочем, совсем не желали. В прессу утекли сведения о новом инструменте краудсорсинга от "Яндекса", который называется "Толока". Неизвестно, кто придумал это название, но это был сделано явно с издевательскими целями. Сами ребята из "Яндекса" тоже сбиваются, когда его произносят.

Российская компания "Яндекс" запустила бета-версию нового сервиса "Толока". Название это происходит от слова, обозначающего форму деревенской взаимопомощи. Новый сервис является краудсорсинговой платформой для сбора пользовательских оценок, при помощи которых Яндекс будет обучать свои алгоритмы, а также принимать те или иные решения, связанные с развитием продуктов компании.

"Толока" предоставляет пользователям задания, связанные с анализом и оценкой контента, например, отметить документ "для взрослых" или оценить релевантность поисковых ответов. Ассортимент доступных заданий будет меняться в зависимости от нужд компании и ее подразделений. При этом каждому пользователю будут даваться разные задачи в зависимости от различных факторов — знания языка или качества выполнения предыдущей работы. За каждое выполненное задание "Яндекс" готов платить, но немного — от одного до пяти центов. Вознаграждение выплачивается на "Яндекс.Деньги" или PayPal в суммах от десяти долларов и выше.

Чтобы получить деньги, пользователю придется заполнить заявление в Налоговое управление США. Дело в том, что "Толока" числится на американской "дочке" "Яндекса" с офисом в Сан-Хосе. В компании объясняют это тем, что сервис был разработан в сотрудничестве со специалистами из разных стран и обрабатывает данные пользователей со всего мира. Правда, сколько этих пользователей за пределами России — неизвестно.

Тут интересно вот что. Во-первых, эта "Толока" ориентирована, похоже, не на российских пользователей. Ждем, какой же будет новая попытка международной экспансии "Яндекса". И второе: сервис будет доступен и другим компаниям, не только "Яндексу", если им потребуются услуги, что называется, людей из народа. Говорят, такой канал работы с аудиторией нужно держать забитым заданиями, иначе опустеет.

***

Ну а теперь традиционный просмотр видеоролика, который мы по непонятным причинам называем "Фишкой недели".

На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами. Не забываем про наши ежедневные новостные выпуски и наше радио-приложение "Интернет-кафе "Собака”, которое выходит на радио Вести-FM по воскресеньям, в 17:10. Планета, пока...