Французская оппозиция определилась с лидерами

В минувшие выходные французская оппозиция выбрала своих лидеров. Умеренно правых впервые с 2007 года возглавил Николя Саркози. А вот в рядах Национального фронта – без перемен: лидером движения практически единогласно переизбрали Марин Ле Пен.

В минувшие выходные французская оппозиция выбрала своих лидеров. Умеренно правых впервые с 2007 года возглавил Николя Саркози. А вот в рядах Национального фронта — без перемен: лидером движения практически единогласно переизбрали Марин Ле Пен. Впрочем, по тону и накалу этой предвыборной кампании было понятно: сражаются политики не только за лидерство в своих партиях, на кону — участие в следующих выборах главы государства.

Из 22 тысяч бюллетеней, только 27 — не в поддержку Марин Ле Пен. В рядах Национального фронта у политика конкурентов нет. На конгрессе в Лионе основатель движения Жан Мари Ле Пен заявил, что однажды его дочь станет президентом. И французские националисты, разумеется, рассчитывают, что их звездный час наступит в 2017-м.

"Мы точно будем во втором туре следующих президентских выборов. Несколько лет назад мы и представить этого не могли. В 2017 году бывший и действующий президент будут биться за второе место!" — обещает Марин Ле Пен.

И это — не пустые слова. Опросы показывают: если бы выборы президента прошли в минувшее воскресенье, то в первом туре глава Национального фронта обошла бы любого из французских политиков. Имидж Ле Пен меняется, ее инициативы пользуются все большей популярностью, а идея выйти из Евросоюза и проводить независимую от США и Брюсселя внешнюю политику становится козырем избирательной кампании.

"Просто положить бюллетень в урну — недостаточно. На самом деле мы передаем нашу власть людям, за которых не голосуем. Францию лишили суверенитета — законодательного, экономического, финансового. На выборах мы отдаем свой голос марионеткам", — заявляет она.

В битву за власть вступает и Николя Саркози. В минувшие выходные он стал президентом крупнейшей оппозиционной силы Франции — и сразу же повел наступление на Елисейский дворец. На митингах Саркози разнес в пух и прах все начинания Франсуа Олланда: обещал изменить скандальный закон об однополых браках, запретить суррогатное материнство, решить проблему с высокими налогами. А свою внешнеполитическую позицию выразил четко: Франции — вернуть репутацию надежного партнера, России — отдать "Мистрали".

"Я обращаюсь к тем, кто больше не может терпеть унижения в адрес Франции, к тем, кто понимает, в какой драматичной ситуации мы находимся. Я призываю построить современную республиканскую партию и республиканское общество, где каждый сможет высказывать свое мнение. Я не хочу, чтобы мою страну унижали", — говорит бывший президент.

Впрочем, пока рейтинги Саркози больших надежд не вселяют. За экс-президентом тянется шлейф скандалов — здесь и финансовые махинации, и коррупция, и злоупотребление служебными полномочиями. И сейчас две трети французов отдать свой голос за Саркози не готовы — ни в первом, ни во втором туре. Так что брать Елисейский дворец экс-президенту придется не штурмом, а долгой и тщательно продуманной осадой. В запасе у него — два с половиной года.