Ё-мобиль восстал из пепла

Ё-мобиль как будто восстал из пепла — он вновь на лентах информационных агентств. Проект, который с помпой и, казалось, так успешно начинался, тихо и мирно был продан миллиардером Михаилом Прохоровым за один евро. Новым владельцем стал научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт.

Ё-мобиль как будто восстал из пепла — он вновь на лентах информационных агентств. Проект, который с помпой и, казалось, так успешно начинался, тихо и мирно был продан миллиардером Михаилом Прохоровым за один евро. Новым владельцем стал научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. И с тех пор про народный электрокар не было ни слуху, ни духу. И вот неожиданное появление, да еще и сертифицированной версии. То есть ее можно ставить на учет в ГИБДД и спокойно разъезжать по российским дорогам. И не только. Главное, чтобы зарядные станции на пути попадались. Первым обладателем ё-мобиля стал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Современное дополнение к "Запорожцу" — в его гараже. Почему Жириновский? И не останется ли он единственным владельцем?

Один из самых радостных дней в жизни Жириновского: Владимир Вольфович сегодня буквально светился от радости, когда Михаил Прохоров вручал ему автомобиль. Еще бы: он ведь теперь уверенно может сказать: "Ё – моё". "Я своего подарка ждал 70 лет, — говорит лидер ЛДПР. — У меня будет 70-летие. Я не хочу навязываться, но если 25 апреля 2016 года я еще что-то получу подобное… Может, прицеп – ездить на дачу".

"В отличие от всех остальных электромобилей, которые замерзают зимой, здесь есть специальные системы, которые пока не имеют аналогов в мире, — отмечает Михаил Прохоров. — Это отопление салона жидким топливом. Поэтому батареи не разряжаются. И эта платформа является уникальной с точки зрения развития российского импорто-замещения".

Прохоров еще как будто верит: его авто-проект словно Феникс возродится вновь. Обвал рубля ему поможет. Но на деле все точки, в том числе, финальные, над "ё" уже расставлены. Завод закрыт – вернее, его строительство под Санкт-Петербургом так и не закончено. Разработки встали. А сам Прохоров из проекта вышел, продав его за 1 евро одному из российских исследовательских институтов. Народный электрокар теперь живет только в анекдотах и юмористических песнях.

"Подарок Жириновскому – это некий имиджевый жест, — считает автомобильный эксперт Кирилл Милешкин. — И дальше этот проект не будет развиваться. Прохоров потерял к нему интерес. Его не удалось реализовать с наскока".

А ведь Прохоров говорил, что потратил на проект почти полмиллиарда евро. Первые разработки ё-автомобиля начались в 2010-м, как раз вместе с политической карьерой миллиардера. Начать производство Прохоров обещал к 2012 году – как раз к президентским выборам. И даже собрал больше 200 тысяч предварительных заявок от тех, кто хочет себе такой инновационный автомобиль.

"Прохоров поставил слишком амбициозные цели, несколько далекие от реальности, — рассуждают эксперты. — То есть ему казалось все возможным. Хотелось очень быстро, очень красиво. Кто-то говорил, что это политика, что кроме пиара ему ничего не надо".

А может, это все же бизнес, только не автомобильный? Некоторые эксперты, например, полагают: провал ё-проекта, а, значит, и удар по котировкам компаний, входящих в группу Прохорова, – это хороший шанс скупить свои же бумаги подешевле, чем миллиардер и воспользовался.

"ОНЭКСИМ на тот момент забрал с рынка гулявшие там акции, — отмечает автоэксперт Сергей Асланян. — Поскольку подобная безумная идея гарантирует, что котировки упали. Поэтому можно было по нижнему пределу скупить все, что по рынку бродило. И в этом плане выходка группы ОНЭКСИМ была блистательна. Тем более, что Прохорова из политики выбросили стремительно. И вот, как надоело ему доигрывать, так он и закрыл все это за 1 евро".

И все же у тех же, кто тоже хочет не просто машину, а "ёоу", похоже, подворачивается, неплохой шанс. Ведь согласно закону, дорогостоящие подарки госслужащие должны сдать государству. И если государству он не нужен – презент продается на аукционе. Так что к Новому году электрокар Жириновского может уйти с молотка. Если, конечно, государство не захочет оставить себе это "ё".