Послание-2014: ожидания и реальность. Реплика Андрея Норкина


фото ИТАР-ТАСС

Хорошо известно, что в своих выступлениях Владимир Путин постоянно делает отступления от подготовленного текста, добавляя более эмоциональные фрагменты – как бы не от лица главы государства, а от лица обычного гражданина страны. В радиоэфире это заметно столь же отчетливо, как и в телетрансляции.

Обычно я слежу за президентским посланием Федеральному Собранию по телевизору, но в этот раз слушал его по радио, в машине, когда ехал на работу. Хорошо известно, что в своих выступлениях Владимир Путин постоянно делает отступления от подготовленного текста, добавляя более эмоциональные фрагменты — как бы не от лица главы государства, а от лица обычного гражданина страны. В радиоэфире это заметно столь же отчетливо, как и в телетрансляции. Просто меняется темп речи, интонация и так далее. Так вот, мне кажется, что самое главное в нынешнем послании, его основную мысль, президент обозначил именно во время такого отступления от официального текста.

Вообще, конечно, послание-2014 ждали совсем не так, как предыдущие выступления президента перед членами Федерального Собрания. Слишком серьезны изменения в ситуации и в стране, и в мире. Международная антироссийская санкционная кампания, гражданская война в соседнем государстве, резкое падение цен на нефть, лихорадка с национальной валютой – все это придавало ожиданию того, что же скажет президент, дополнительные краски. Кто-то ждал его выступления с надеждой, кто-то – с тревогой, кто-то – со злорадством. Кстати, именно эту категорию граждан Путин в своей речи полностью проигнорировал. Почему? Видимо, потому что обращался к тем, кто согласен с формулировкой: "Сегодня и в ближайшие годы всем нам придется потрудиться". А мешки ворочать, как правило, труднее, чем безостановочно комментировать происходящее. Ну, это было мое личное эмоциональное отступление от текста…

Пожалуй, больше всего от речи президента ждали изложения тех первоочередных мер, которые намерены осуществлять власти в сегодняшней ситуации. Что касается внешней политики, то в послании было в очередной раз подчеркнуто: никакой самоизоляции страны не будет, но не будет и заискивания перед западными партнерами. Ввязываться в конфронтацию и гонку вооружений мы не намерены, но и свою принципиальную позицию защитить сумеем. И с этим уважаемым коллегам придется смириться.

В этой части, думаю, ожидания и впечатления от услышанного у всех совпали. Другое дело – внутренняя политика. Согласитесь, в последние дни постоянно приходилось сталкиваться с предположением, что Путин должен будет выбрать один из двух путей развития страны: либерализацию или мобилизацию. Как будто это взаимоисключающие вещи. Лично я услышал в словах президента и то, и другое.

Малый, и в более широком смысле, частный бизнес, получит либерализацию. И в том, что касается надзора за деятельностью предпринимателей, и в налоговом законодательстве, и в амнистии капиталов. А вот государственному бизнесу, государственным структурам (правительству, в первую очередь) нужно готовиться к мобилизации. К прекращению существующей практики вечного упования на импорт, к пресечению вывода средств за пределы страны, к ужесточению контроля за использованием бюджетных средств, к усилению ответственности в некоторых случаях, как с оборонзаказом, например. Но говорилось все это спокойно, без прямых угроз и косвенных намеков.

Только один раз я услышал в голосе президента жесткие нотки и обещание серьезных последствий. Помните, когда Путин говорил о ситуации с рублем? "Власти знают, кто это делает. И инструменты против них есть. Пришло время этими инструментами воспользоваться!" — думаю, говоря языком телевизионщиков, целевую аудиторию этого заявления можно представлять довольно широкой.

Но, еще раз подчеркну, общий характер выступления президента был уверенный, подчеркнуто миролюбивый и поддерживающий что ли. Потому что, когда трудно всем, все одинаково нуждаются в поддержке. Поэтому и благодарил президент в своем выступлении и победителей Сочинских игр, и работников сельского хозяйства.

Но пора уже вспомнить то главное, что лично я отметил в нынешнем Федеральном послании. Так вот, характеризуя сложившуюся ситуацию в отечественной экономике, предлагая комплекс мер на ближайшие годы и подчеркивая, что сейчас сильная экономика для России – залог ее существования как независимой страны, президент, оторвавшись от текста, сказал буквально следующее: "Все прекрасно знают, что нужно делать. Нужно просто начать это делать".

Проблема "ничегонеделания" или "нежелания ничего делать", увы, наверное, — наш главный недостаток. Ведь гораздо проще подождать, когда придет кто-то, кто в состоянии решить наши проблемы за нас. "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете"… Не придет. И не решит. В волшебников можно и нужно верить в детстве. А в зрелости нужно самим становиться волшебниками. И это вовсе не столь неосуществимая цель, как может показаться.