В профессию пустят без диплома, но с подготовкой

О социальных аспектах Послания президента Федеральному Собранию в интервью программе "Вести в субботу" рассказала Ольга Голодец, вице-премьер федерального правительства, куратор социального блока.

В социальных вопросах любой успешный российский руководитель просто обязано быть не левым, но конституционным. Ведь, по Конституции, Россия государство — социальное. И вот именно эти, социальные, аспекты Послания президента теперь и обсудим. После того, как накануне вышли поручения президента правительству, ключевой собеседник очевиден. Гость программы "Вести в субботу" — Ольга Голодец, вице-премьер федерального правительства, куратор социального блока.

- Ольга Юрьевна, в речи президента прозвучало обещание теперь и в адрес крымчанок — распространить на них материнский капитал, причем, по-моему, даже задним числом, с 2007 года. Это прекрасно. Но есть вопрос про материнский капитал как таковой. Он остается или нет? Ходили разные слухи в эти дни, например, что только за третьего ребенка будут выдавать. Что с материнским капиталом с остальной России?

- Давайте всех успокоим. Материнский капитал действует. Он действует по тем же правилам, что и прежде. Он заложен в бюджет Российской Федерации. Я хочу напомнить, что программа материнского капитала, когда она начиналась с 1 января 2007 года, была запланирована на 10 лет. И вместе с этим вот возникает сейчас много слухов, потому что конец этой программы предусматривается концом 2016 года. За пределами 16-го года в нашем бюджете запланированы те деньги, которые предназначены для детей, родившихся в этот 10-летний период. Что будет дальше, этот вопрос волнует всех россиян. Нам предстоит его решить, и мы как социальный блок уверены в том, что программа должна быть продолжена, и будем последовательно отстаивать интересы россиян в плане материнского капитала.

- А сейчас все как есть идет?

- Сейчас все как есть.

- Просто добавился Крым?

- Да.

- Крым добавился еще и в том смысле, что теперь нас 146 миллионов. Но даже до этого было 144, что миллионов на 10 больше, чем ооновский прогноз начала века. Демографические программы сработали, но они сработали и в том смысле, что во многих регионах страны переполнены детские сады, переполнены школы. Две, три и даже, вот я помню в сюжете у нас на канале из Дагестана видел, четыре смены. Что делать? Теоретически это ведь ответственность региональных властей, но все-таки куратор всего вы, поэтому вопрос к вам.

- Да, мы понимаем, что вот такой позитивный тренд, который мы сегодня имеем в рождаемости и который дается серьезными усилиями, это большой пакет и социальных мер, и очень серьезных мер в здравоохранении. Он дает нам результат в виде прироста детей. Я еще раз напомню, мы об этом как-то говорили, что самое маленькое поколение, которое рождалось в Российской Федерации, насчитывало миллион 200 тысяч человек.

- Это 90-е годы?

- Это было поколение 90-х годов. В прошлом году у нас родилось 1 миллион 900 тысяч детишек, и то, что у нас ожидается в этом году, — положительный прирост. Он пока небольшой, но он устойчивый. Два года.

- Под 2 миллиона выходим и в этом году. Да?

- Под 2 миллиона нет, это мечта. 1 миллион 900 тысяч ожидаем. Конечно, большая разница, 1 миллион 200 и 1 миллион 900. И хорошо, что мы подумали об этом все-таки заблаговременно, и масштабная программа строительства детских садов началась у нас два года назад. За два года нам удалось создать более 750 тысяч мест в дошкольных учреждениях. То есть, если бы сегодня этого не было, у нас была бы очередь на 750 тысяч больше. Это замечательная программа потому, что сегодня она дала возможность более полумиллиона мам выйти на работу. Это дает возможность детям получать хорошее дошкольное образование в современных условиях. Я постоянно бываю в этих садиках в отдаленных регионах нашей страны. И это действительно серьезная точка роста. Нам нужно в этом году завершить программу по дошкольному образованию, мы обещали, что очередь с 3 до 7 лет должна быть полностью устранена. То есть все детишки должны иметь место в детском саду.

- Это вы сейчас не о будущем говорите, а об оставшихся неделях 14-го года?

- Нет, это программа уже 15-го года. Потому что у нас еще есть все-таки очередь, и мы понимаем, что у нас еще 185 тысяч дополнительно детишек придет в детские сады в следующем году. И эту тему мы должны закрыть. Мы ее закрываем уже с перспективой нашей рождаемости. Но мы должны решить еще две проблемы. Одна проблема, которая стоит очень остро, — ясельки. И вторая проблема — школы. Потому что те дети, которые сегодня пришли в детский сад, они сегодня уже приходят в первый класс. Я сама была в школе, в которой есть первый класс "О".

- "О"?!

-Да. Это очень радует, но ставит перед нами абсолютно четкие задачи по развитию инфраструктуры детства.

- Президент упомянул о типовых школах. Я сам на юго-западе Москвы учился, у нас была стандартная, Н-образная школа, в соседнем дворе стояла такая квадратная, ну и еще несколько типажей школ было. Последнее время, когда приезжаешь в регионы и тебе показывают какую-нибудь образцово-показательную школу, она, как правило, отдельной архитектуры. Речь идет о том, чтобы вернуться к типовым проектам по всей стране, чтобы было проще возводить?

- Ну, конечно, это и стимулирует все регионы. Фактически сегодня школьное пространство определяет наш школьный стандарт. Сегодня практически невозможно учиться в старых классах. Например, даже расстановка парт по современному школьному стандарту должна осуществляться иным способом. Вот этот прямоугольник традиционный, который мы с вами, Сергей, хорошо помним, сегодня совершенно не подходит. У детей должна быть возможность работать вместе в группах по шесть, по четыре, готовить проекты. Они должны иметь возможность рассаживаться по-разному. Должна быть другая мебель, другое пространство. И сегодня те лучшие образцы, в том числе и архитектурные образцы, дают новые возможности для развития ребенка и для образования. Сегодня мы имеем хорошие образцы, вот я недавно видела, например, в Алтайском крае, образец школы, когда на одной территории все сделано для детей.

- Я знаю, о которой вы говорите. Это, где электронный вход, электронный ключ, задания на веб-сайте.

- Но таких сейчас много.

- Но, тем не менее, это Карлин ее построил несколько лет назад.

- Да. Такие школы есть и в Тамбовской области, и в Московской области, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. И сделать так, чтобы хорошие проекты сегодня стали доступны всей России, мне кажется, это будет серьезным импульсом для развития всей системы образования. Речь не идет о том, что будет один проект.

- Да, их несколько.

- Их будет несколько.

- Но в качестве типовых проектов вы будете брать наиболее продвинутые?

- Конечно.

- Или наиболее экономные?

- Нет, знаете хороший проект, он всегда хорошо и просчитан. Он рационален, но в то же время он с точки зрения образования дает максимальное количество опций для развития ребенка.

- Мы сейчас говорим с вами об всех этих планах строительства детских садов, школ. 15-й год, понятно, реализуем, потому что бюджет уже сверстан. Эти планы не окажутся под ревизией в силу того, как сейчас болтает тот же самый обменный курс рубля, как нефть гуляет. Вот эти планы, они прикосновенны или неприкосновенны?

- Ревизия всегда существует, но мы делаем все, для того чтобы изыскать средства на приоритетные направления. И насколько я понимаю, и я думаю, что здесь моя точка зрения разделяется нашим обществом и руководителями нашего государства, что образование и здравоохранение — это тот безусловный приоритет, который стоит перед нашим государством.

- Недавно у нас в студии был Леонид Печатников, вице-мэр Москвы, который представлял философию медицинской реформы. Президент Путин дословно сказал, что нужно создать все условия для достойной работы медиков в ходе своего президентского Послания. Ну, вот, собственно, в этой связи я хотел спросить о вашем видении того, как сейчас затевается медицинская реформа. Москва как пилотный проект, но она уже не единственная. Во многих регионах речь об этом идет. Строго говоря, это не ваша сфера ответственности. Сфера вашего кураторства, но решать регионам. Но, тем не менее, вам как куратору социального блока в федеральном правительстве я задаю этот вопрос. Каково ваше видение того, как должна проходить медицинская реформа?

- Я бы даже поставила вопрос немножко более строго. Чего мы ждем от реформы? Вы знаете, вот мы с вами начали с демографии. Мы сказали, что нашим основным успехом является сокращение смертности. Это не пустые слова. И то, что у нас вот за этот период умерло на 10 тысяч человек меньше, чем в прошлом году, это очень значимый результат. То есть, те люди, которые в прошлом году, в прошлой системе здравоохранения не имели шанса выжить, в этом году выжили. Это 10 тысяч благополучных семей, у которых появился шанс, их родные, близкие. И для нас сегодня очень важен результат во всей системе здравоохранения. Сколько жизней мы готовы и можем спасти. В ходе обращения президента звучала тема, например, сердечно-сосудистых заболеваний.

- Да, следующий год объявлен годом приоритета в отношении этих заболеваний.

- Да. У нас в прошлом году от сердечно-сосудистых заболеваний умерло более миллиона человек. Но в этом году у нас идет снижение почти на 60 тысяч от сердечно-сосудистых. То есть, мы еще можем сделать рывок. И сегодня нам все позволяет это сделать. Профессионально подготовленные кадры, новое оборудование, система скорой помощи. И нам нужно построить систему таким образом, чтобы действительно мы как все население Российской Федерации почувствовали эти изменения. Они выразились в конкретной жизни конкретных людей и качестве жизни наших людей. У нас сегодня сохраняется дефицит врачей. Поэтому та реформа, которая проходит в некоторых регионах, сегодня имеет возможность разрешиться абсолютно благополучно. И здесь мы будем предъявлять такие серьезные требования, чтобы диалог между пациентским сообществом, медицинским сообществом и управлением системой здравоохранения базировался на хорошем, полном контакте. Нужно разговаривать с людьми, нужно предлагать людям. Нужно давать возможности нового трудоустройства.

- Дефицит врачей, прежде всего, в поликлиниках, куда вы будете предлагать приоритетно переходить врачам из больниц?

- Самый серьезный дефицит — это дефицит квалифицированных врачей первичного звена.

- И в этом смысле философия этой реформы, которая, в частности, идет в Москве, вами поддерживается, да? То есть, перенести центр тяжести с больниц на поликлиники? То есть, речь идет, не идет о том, чтобы врачи теряли работу. Речь идет о том, чтобы врачи где-то меняли квалификацию, где-то меняли место работы?

- Ну, конечно, сегодня врачи нам нужны. Это самая востребованная специальность на рынке. Каждый губернатор с гордостью говорит, сколько врачей он привлек в свой регион, что он для них сделал, как он для них построил жилье, сколько он им дал подъемных, за какой район теперь отвечает новый доктор. И многие даже молодые кадры сегодня принимают решение ехать в регионы, потому что для них это, в том числе, и профессиональный рост.

- Мне просто очень было важно услышать из ваших уст это. Сейчас существует такой миф в общественном сознании, что реформа предполагает сокращение врачебного корпуса. Вы же говорите о том, что есть дефицит врачей.

- Есть структурный дисбаланс.

- И их нужно правильно распределить по этой системе?

- Это серьезная работа.

- И в этом смысле это будет продолжаться и в Москве, и в других регионах, да? Вот сейчас к Москве присмотритесь, и будете рекомендовать какие-то наработки другим регионам, как вы это будете делать?

- У каждого региона свои проблемы в плане здравоохранения. И каждый регион очень четко определяет свои проблемы. И в каждом регионе свои подвижки и свои направления действия. Но мы будем требовать от начала до конца, чтобы любые действия были хорошо продуманы, чтобы постоянно велся диалог с врачебным сообществом, чтобы у людей всегда была возможность применения своего труда и своей квалификации.

- Ольга Юрьевна, вы отвечаете за такое большое количество вопросов, что я, наверное, сейчас верну медицинскую тему, тем более что главное мы от вас услышали. И сейчас мы попросим вас вместе с нами посмотреть еще один опрос, который мы провели в кремлевских кулуарах. Собственно говоря, опрос касается работы еще одного ведомства, которое курирует Ольга Юрьевна. Речь о том, что в недрах Министерства труда готовится постановление, по которому работать можно будет только по той профессии, которая указана у вас в дипломе. Ольга Юрьевна, я понимаю, что такая постановка вопроса вызывает у вас протест. Но именно так провокационно это поначалу сформулировали наши коллеги из газет. Именно в такой форме мы задали вопрос депутатам.

***

Пожалуй, самая бескомпромиссная позиция — у боксера-единоросса Николая Валуева:

- В какие профессии без соответствующего диплома нельзя пускать?

- Технические. В первую очередь. Ну, вообще, я бы сказал, что нельзя, в принципе, допускать неспециалистов к делу.

- Ну, у нас 55% выпускников вузов работает не по специальности.

- Значит, нужно выявлять этих неспециалистов и все-таки избавляться.

Рядом был — академик-коммунист, Жорес Алферов, лауреат Нобелевской премии: "Владимир Ильич Ленин, которого не любят у нас вспоминать, однажды сказал, что, может быть, наступит когда-нибудь время, когда останется только три профессии: врач, учитель и инженер".

Что такое технический специалист, не понаслышке знает губернатор шахтерского края, Кемеровской области, Аман Тулеев: "Производство взрывоопасное – шахта, металлургия, химия, тут однозначно. Одно горное дело – это вообще искусство. Помимо того, что еще и диплом, у тебя еще и нюх должен быть природный. Любая ошибка и сотни людей гибнут".

Ольга Тимофеева, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы, фракция "Единая Россия":

- Мне кажется, нельзя пускать в чиновники, когда у нас бывший слесарь становится руководителем, не разбираясь ни в чем.

- У нас пол-Думы артисты и спортсмены.

- А вы знаете, в этом нет ничего плохого, когда они выбранные люди и когда они непрофессионально работают не на постоянной основе. А когда они не понимают, что они делают, наверное, это проблемно.

Дума действительно — орган представительный. Там должны быть все. А как во власти исполнительной? Наши последние собеседники по этой теме — ещё два руководителя регионов.

Юнус-Бек Евкуров, глава Республики Ингушетия: "Меня тоже брали с военным дипломом, с военной академией на совершенно незнакомую работу, на гражданскую работу. Я надеюсь, что я справляюсь с этой задачей. Мне все-таки кажется, диплом это очень важно, образование очень важно, но фактор человеческий, фактор патриотичный, фактор мотивации к работе и фактор отдачи себя ради выполнения задач – это более важные вещи".

Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области: "Ой, сложный вопрос. Все-таки, если мы говорим о чисто профессиональной деятельности, а не говорим о деятельности управленца, руководителя, то, конечно, человек должен иметь навыки, опыт, приобретать их смолоду. И это безусловная вещь. Ну, странно было бы, если бы врачом брали бы каменщика, да?"

К министру труда Максиму Топилину — уточняющий вопрос.

- И без какого же диплома нельзя в какую-то конкретную профессию категорически прийти?

- Есть перечень профессий, в которых без конкретного диплома, например, врач, и сегодня нельзя работать как без соответствующей подготовки, так и без соответствующих постоянных повышений квалификаций. Наверное, не совсем правильно поняли какой-то комментарий и стали приводить в пример журналистов, что должен быть обязательно диплом.

- У нас не по диплому работает миллионы людей.

- Могу сказать следующее: конечно, наверное, любой работодатель, принимая кого-то на работу, уже смотрит, какое образование, и, наверное, отдает предпочтение тому, что у человека есть профильное базовое образование.

- В нашей редакции не только журналисты по образованию, много историков. Есть юристы, есть экономисты.

- Конечно. И у нас всегда есть.

- Но, строго говоря, они нарушают.

- Нет. Ничего не нарушают.

***

- Ну, а сейчас я вновь обращаюсь к гостю нашей студии, Ольге Юрьевне Голодец, вице-премьеру, куратору социальных вопросов, в том числе министерства труда. Ольга Юрьевна, все-таки какое постановление подготовлено? Я, честно говоря, до конца это не понял.

- Сейчас обсуждается норма об обязательности профессиональных стандартов. Что такое профессиональные стандарты, кем они разработаны? Профессиональные стандарты — это современные требования к профессии, разрабатываются исключительно профессиональным сообществом. Это очень важно — не чиновниками, ни министерством труда, а только профессиональным сообществом. И требования к профессии устанавливает само сообщество. Теперь вопрос второго порядка. Обязательность и необязательность. Конечно, существует ряд профессий, по которому профессиональные требования будут в обязательном порядке использоваться...

- Врачи, совершенно очевидная история.

- Врачи, педагоги. По педагогам введено очень много новшеств. И, например, у педагогов появились такие новации, как умение мотивировать ребенка, умение работать с детьми-инвалидами.

- Этому тебя должны научить в вузе соответствующем, безусловно.

- Да. Сегодня профстандарт обязательно должен быть положен в основу образовательной программы. Нужно ли чтобы в этом профстандарте было обязательным получение конкретного образования, определяет только профсообщество. И я не думаю, что, поскольку здесь все кружилось вокруг журналистской профессии, кому-то придет в голову поставить высшее специальное образование по профилю журналистика, потому что в журналистике работает много людей, которые как основное общее образование получают...

- Ну, как я сказал, экономисты, историки...

- Географы, ботаники.

- Но мы предъявляем к ним требования — разбираться, кстати сказать, в истории, географии, экономики.

- Да, и еще ряд требований, которые необходимы, чтобы работать в журналистике. Специальных, которые можно получить в виде доподготовки. Каким образом, определяет работодатель. И работодательское сообщество само устанавливает требования к сертификации. Для того чтобы работать тем же сварщиком, не обязательно заканчивать колледж, а можно прийти и сдать экзамен на сварщика.

- Ага, это другое дело.

- Это совершенно другая позиция.

- 2020 год, который объявлен часом икс — к этому времени профессиональные сообщества должны разработать соответственно эти требования?

- Да, стандарты. Они должны обсудить между собой и разработать стандарты, это очень хороший импульс к развитию профессионального рынка. Мы все хотим, чтобы у нас предоставлялись хорошего качества услуги. Чтобы труд был качественным, и мы, и наше общество этого ожидает.

- Хорошо. Значит, тогда последнее уточнение. Действительно есть эта цифра, которую я упоминал в вопросе, 55% выпускников вузов России сейчас работают не по приобретенной профессии. Это проблема, это на самом деле это безобразие, часто со стороны, между прочим, тех людей, которые идут учиться того ради, чтобы получить диплом, а потом, например, получив диплом педагога, уходят в бизнес. Вот как это противоречие разрешить? Потому что это противоречие. У нас абсолютный переизбыток экономистов, финансистов, юристов, у нас недобор инженеров. При этом многие, получившие общее экономическое образование, идут в инженерные фирмы работать. Вот здесь как это соединить?

- Ну, прежде всего мы меняем сейчас контрольные цифры приема. Мы даем больше бюджетных мест по тем профессиям и специальностям, которые заявлены от работодателя, сегодня — по инженерным специальностям, по специальностям медицинским у нас в этом году был увеличен прием почти на 6 процентов и по одним, и по другим. И это очень серьезный рывок. То есть у молодежи сегодня облегченный доступ к тем профессиям, которые на рынке более востребованы. Вместе с тем все равно слово остается за молодым человеком, за его выбором. И ничего страшного, если человек получает одну специальность, а потом он сможет с помощью доподготовки, с помощью системы дополнительного образования повысить свою квалификацию и переквалифицироваться в ту область, где ему хочется работать.

- Ну, тогда закончу наш разговор одной печальной лично для меня мыслью, я говорил в эфире о том, что, по очень печальным для меня наблюдениям, многие выпускники вузов, которые появляются на нашем, в частности, редакционном горизонте, приходят сейчас с таким уровнем знаний, что вместо того, чтобы снабдить их профессиональными навыками, мы занимаемся с ними повтором курса средней школы. И, собственно, эти слова я говорил ровно неделю назад, когда прямо перед нашим выпуском пришла информация о том, что президент дал поручение правительству уже в этом году повысить проходной балл ЕГЭ для поступления в вузы. Вы это поручение уже выполняете? Будет ли оно выполнено? Я обеими руками за него, потому что по мне лучше меньше выпускников, но более качественных.

- Я тоже за более качественное образование, которое начинается на всех уровнях образования. Это и новые требования к школам, и новые требования к вузам, для чего нужен профстандарт, который сейчас становится обязательным именно для хорошего, качественного образовательного курса. Потому что прежде чем ответить на вопрос, как учить, мы точно должны понимать, чему учить, на сегодняшний день и на перспективу.

- Но проходной балл ЕГЭ уже повысили? Уже вышло постановление? Президентское поручение выполнено?

- Весной будет выполнено, к тому моменту, когда мы объявляем минимальный порог для поступления.

- То есть до конца этого учебного года оно выполнено будет?

- Да, весной.

- Ну, что ж, спасибо. Ольга Голодец, вице-премьер правительства России, куратор социального блока была гостем нашей студии.