Российская история в куклах

В бельгийском Антверпене открылась необычная выставка – сходство фарфоровых кукол с монархами из династии Романовых соблюдено до мельчайших деталей. Внутри у каждой куклы пластиковый подвижный каркас, который позволяет им жить в полном смысле этого слова. Костюмы выполнены из парчи и бархата, расшитого жемчугами и кружевом.

История императорской фамилии и династии, наверное, впервые представлена так легкомысленно - даже фарфоровые куклы тонкой работы выглядят, прежде всего, как игрушки. Но Бельгия все-таки королевство, и к истории монархии, тем более родственной, здесь могли отнестись только серьезно.

"У первого бельгийского короля Леопольда Саксен-Кобургского был двоюродный брат - великий князь Константин Романов. Леопольд участвовал в наполеоновских войнах, к концу которых он был генерал-лейтенантом русской армии. И в Париже он был в авангарде кирасиров, вместе с победителями. А когда в 1830-м году Бельгия стала независимой - после революции - никто точно не знал, сколько она просуществует. И великие державы - Россия, Великобритания, Франция - должны были решить судьбу новой страны, так что Бельгия своим существованием обязана, в том числе, и связям с Россией своего первого короля", - рассказывает историк Ян Ван Ден Берге.

Эта история времен Александра I, но вообще вся выставка начинается с новомучеников - семьи последнего императора Николая II. В четырех веках династии Романовых - отражение того, как менялась страна. Последний в экспозиции - Иван Грозный. Он, как известно, не Романов, а Рюрикович, рядом с ним царица Анастасия Романова.

"Внутри у всех кукол - пластиковый подвижный каркас, который позволяет им жить в полном смысле этого слова. То есть мы можем с вами Ивану Грозному поднять руку, также руки сгибаются в локтевых суставах, и головой наш царь тоже может вращать - может на меня посмотреть, а может на всех своих гостей взглянуть", - объясняет искусствовед Анастасия Туркина.

Кроме гибкости в этих образах важно еще и сходство мельчайших деталей с оригиналом. Автор кукол Олина Вентцель, ее называют мэтром музейной куклы. В свое время она создавала не только образы членов семьи императора. Рядом с ними их современники: вместе с Екатериной II мыслитель Вольтер, император Александр I рядом с Наполеоном, Иван Грозный - с королем Англии Генрихом VIII. Такое соседство - символ сплетения судеб Европы с Россией, история которой, благодаря таким куклам, кому-то станет здесь немного ясней.

Сегодня