Алисе Фрейндлих не до юбилеев


Фото ТАСС.

Сегодня юбилей у одной из самых любимых и красивых актрис нашего кино – Алисы Бруновны Фрейндлих. Она решила не устраивать пышных торжеств. Предпочитает поберечь силы для работы. Только недавно вышла премьера с ее участием — спектакль "Алиса" по Льюису Кэроллу.

Сегодня юбилей у одной из самых любимых и красивых актрис нашего кино — Алисы Бруновны Фрейндлих. Она решила не устраивать пышных торжеств. Предпочитает поберечь силы для работы. Только недавно вышла премьера с ее участием — спектакль "Алиса" по Льюису Кэроллу.

Спектакль "Алиса" — современная интерпретация мотивов Льюиса Кэролла — всегда идет с аншлагом. Постановка новая, непростая, философская. В камерном зале всего на 100 мест зритель неизбежно начинает препарировать своё прошлое вслед за главной героиней — Алисой в исполнении несравненной Алисы Фрейндлих. "Я заложница своего имени, ну что делать, — говорит актриса, — Спектакль, может быть, и посылался конкретно к актрисе Алисе Фрейндлих, но это не значит, что он про меня. Совсем не про меня. Хотя, какие-то параллели по судьбе там существуют".

Народная любовь пришла к Алисе Фрейндих в 60-е годы. В кино, правда, поначалу были только эпизодические роли — режиссеры считали ее не киногеничной. Даже в театре долгое время приходилось ограничиваться образами детей, подростков и старух — как рекомендовала характеристика Ленинградского театрального института. Впрочем, ленинградский зритель охотно шел и в театр Комиссаржевской на беспризорника Котьку, и в театр Ленсовета на "Малыша и Карлсона".

Всесоюзную славу актрисе принесли большие кинороли. После выхода "Служебного романа" в моду вошли причёска и платья а-ля Людмила Прокофьевна, а Алиса Фрейндлих навсегда заняла своё место на отечественном актёрском Олимпе. "Кинематограф — это славно, это выход за пределы адреса, за пределы города, за пределы страны иной раз даже. Но все равно, театр — это главная моя любовь, потому что это уникальное сиюминутное существо. Никогда ни один спектакль не бывает доподлинно похож на предыдущий", — говорит Алиса Фрейндлих.

Только в Большом драматическом театре, где Алиса Фрейндлих служит с 1983 года, она создала порядка двадцати совершенно разных характеров: от вульгарных девиц — Насти в спектакле по Горькому "На дне" или Глафиры в "Волках и овцах" Островского до настоящих леди — шекспировской Макбет или шиллеровской Мильфорд в "Коварстве и любви".

Хотя эти аристократические роли были после, казалось бы, второстепенной партии Анны Австрийской — в кино о мушкетерах в одном только образе королевы Франции Алиса Фрейндлих показала, пожалуй, все стороны загадочной женской души.

В одном из недавних интервью народная артистка призналась, что думает написать книгу. О блокаде Ленинграда — семья Фрейндлих пережила ее в городе, маленькая Алиса как раз пошла в школу в 41-ом.

"Что меня ждет впереди, я не знаю. И в силу какой-то осторожности суеверной мне даже не хочется это озвучивать. Подождём. Пока что я могу сказать, что прожила длинную и вполне счастливую жизнь", — говорит актриса о будущем.

Дочь Алисы Фрейндлих Варвара пошла по стопам матери — они даже вместе выходят на сцену в спектакле "Лето одного года", в театральных институтах учатся внуки Анна и Никита. Актерскую династию, впрочем, Алиса Бруновна не основала, продолжила: ее тети пели в консерватории, отец играл в Александринском театре, так что сцена для Алисы Фрейндлих — это сбывшаяся детская мечта.