Вести.net: "война престолов" такси в Рунете и захват мира в одиночку


фото: Russian Look

Борьба онлайн-сервисов такси в Рунете в последнее время напоминает нескончаемый бразильский сериал с криками, битьем посуды и социальной дискриминацией. Компании Яндекс.Такси, GetTaxi и Uber – в роли главных героев из разных кланов, которые никак не могут поделить территорию.

Борьба онлайн-сервисов такси в Рунете в последнее время напоминает нескончаемый бразильский сериал с криками, битьем посуды и социальной дискриминацией. Компании Яндекс.Такси, GetTaxi и Uber — в роли главных героев из разных кланов, которые никак не могут поделить территорию. Причем делают это, используя самые разные приемы от демпинга цен до очернения репутации конкурентов.

Совсем свежий пример бурных дискуссий — это внезапная смена имен таксистов. Дело в том, что GetTaxi уличили в подмене неславянских имен своих водителей на сходно звучащие русские: Дамир стал Даниилом, Ерджаник — Евгением, Хасан — Харитоном.

Выяснилось, что не только GetTaxi был замечен в этом, но и другие сервисы. Проблема оказалась настолько острой, задевающей этическую и национальную проблематики, что на скандал отреагировали даже официальные лица. В частности член Совета по правам человека при президенте обвинил компанию в "неуважении к этническим группам". Дискуссии на страницах соцсетей достигли такого пика и частоты, что пользователи стали просить хотя бы один день не упоминать онлайн-сервисы по вызову такси.

Однако каждый день дискуссии вокруг стоимости услуг онлайн-такси вновь пополняются свежими комментариями и поднимаются наверх лент обсуждений. Ценовую войну в этом году развязал "Яндекс" — в апреле 2014 года у Яндекс.Такси появился тариф со стоимостью 199 рублей за 10 минут в будний день.

В сентябре подключился Uber — компания запустила сервис экономичных поездок UberX, где минимальный заказ обойдется в 99 рублей. В декабре GetTaxi повысил градус борьбы с Uber и Яндекс.Такси — понизил стоимость минимального заказа до 50 рублей.

Специалисты в недоумении сравнивают цены, и не понимают, как компании вообще зарабатывают. Тем более, если учесть известный факт, что компания Uber своим водителям за каждый вызов доплачивала раньше по 250-300 рублей, а сейчас эта цифра немного ниже. То есть, определенно, сервис возит пассажиров не по реальным ценам и себе в убыток.

Uber вообще отличается от своих конкурентов своими наполеоновскими планами по захвату всего мира (в прямом смысле) — планируется выход компании на IPO. Ни одному онлайн-сервису по вызову такси такого еще не удавалось. С другой стороны, совсем недавно — в мае 2014 года — Uber назвали самым дорогим стартапом в мире.

Между тем, внешняя картина развития Uber выглядит сейчас так, будто у сервиса обозначилась черная полоса.

Кроме того, что компания работает себе в убыток на некоторых рынках, похоже, что и ее международная экспансия часто дает сбои. Только на этой неделе онлайн-сервис Uber был запрещен сразу в двух странах.

Индия отказалась от популярного сервиса такси после изнасилования 25-летней женщины, в котором обвинили водителя, работающего на этот сервис. До запрета Uber был широко представлен в столице страны Дели, где создавал конкуренцию таксистам и авторикшам.

В тот же день голландский суд запретил использовать в Нидерландах сервис UberPop, который позволял любому желающему стать водителем такси. За нарушение судебного решения водителей могут оштрафовать на 10 тысяч евро, а самой компании светит 100-тысячный штраф.

И на этой же неделе в Портленде начался суд против компании Uber. Самое смешное, что свои услуги в этом городе сервис начал предоставлять всего 5 декабря. И уже через два дня — 8 декабря городское транспортное бюро подало в суд за нарушение компанией закона по найму транспортных средств. Представители местных властей хотят совсем запретить деятельность Uber на территории города.

И оказывается, что у Uber уже целый шлейф из таких историй. Свободное толкование местных законов стало отличительной чертой онлайн-сервиса. Компания столкнулась с проблемами нарушения лицензионных условий для своих водителей в Торонто и Лас-Вегасе.

Судебные запреты на деятельность Uber уже некоторое время действуют в Германии, Бельгии и Италии. Причиной стали низкие цены на поездки, а также отсутствие лицензий у таксистов Uber. Список стран, запретивших Uber, может пополнить и Великобритания.

С приходом Uber в Лондон легендарные черные кэбы стали терять популярность, что подрывает положение таксопарков. В профсоюзах кэбменов опасаются, что из-за Uber на улицах будут работать водители без соответствующих лицензий. В июне на улицах Лондона даже прошла акция протеста водителей традиционных кэбов. Правда, она в итоге сыграла против английских таксистов. По данным компании, в день акции количество регистраций в сервисе Uber увеличилось в Лондоне на 850% по сравнению с аналогичным днем прошлой недели.

Помимо агрессивной политики завоевания рынка, на самом деле происходит слом устоявшегося десятилетиями бизнес-процесса, когда сервис подменяет собой и диспетчерскую для пассажира, и одновременно, дает возможность водителю легко стать таксистом, подменяя собой таксопарк.

Подобный слом традиционной модели мы уже видели на примере вторжения интернет-технологий в оффлайн-бизнес музыкальной, книжной, газетной и, к примеру, туристической индустрий. И похоже, несмотря на усиленное сопротивление представителей традиционного офлайн-бизнеса наступление эпохи онлайн-сервисов уже не остановить.