Всему голова. Почему дорожает хлеб и кто мог вступить в зерновой сговор

Цены на хлеб в России могут в ближайшие месяцы повыситься на 10 процентов. Новость сообщили торговые сети. И это при том, что в России в этом году рекордный, самый богатый за четверть века урожай зерна. В Минсельхозе убеждены: объективных причин для подорожания муки нет.

Цены на хлеб в России могут в ближайшие месяцы повыситься на 10 процентов. Новость сообщили торговые сети. И это при том, что в России в этом году рекордный, самый богатый за четверть века урожай зерна. В Минсельхозе убеждены: объективных причин для подорожания муки нет.

Хлеб на нашем столе — это больше, чем продукт. Это необходимость. Его покупаешь почти каждый день. И наизусть знаешь цену в своем магазине. Батон белого "Нарезного" — 20 рублей. Буханка черного "Дарницкого" — 18. Поэтому, когда вдруг приходит информация, что он может подорожать, возникает понятный вопрос — почему? Ведь он не импортный, отечественный. Да и вообще, не хотят ли магазины просто на нас заработать?

О возможной смене ценников на хлебобулочные изделия заявили ритейлеры. Или крупные торговые сети. Объявив, что они уже получают уведомления. От производителей — хлебокомбинатов. Чтобы готовились к новой цене на хлеб. На 8-10 процентов дороже. То есть на 1,5-2 рубля.

Федеральная антимонопольная служба тут же начала проверку 500 пекарен и 50 мукомольных предприятий в разных регионах страны. "Мы дали поручение территориальным управлениям провести анализ ценообразования у производителей хлеба. С целью выяснить причины возможного повышения", — говорит Анна Мирочиненко, начальник Управления контроля агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы России.

Странной эта тенденция выглядит потому, что в этом году в России был собран рекордный за последние 25 лет урожай зерна. 104 миллиона тонн. И по всем известным законам рынка цена на него должна падать. А хлеб — ну, как минимум, не дорожать.

В Воронеже — пока никаких изменений. А вот в Мурманске — уже есть. "Покупала булочки по 21 рублю, а теперь вот 26", — сетует одна из его жительниц. Мы решили выяснить у самих пекарей в Самаре, что может влиять? Из чего же складывается цена на их хлеб? "Примерно 30 процентов цены составляет мука. Столько же — заработная плата. Где-то 17 процентов — налоги. Ну и все остальное — это энергоресурсы — 7-8 процентов", — рассказала директор самарского булочно-кондитерского комбината Лидия Ерошина.

Налоги ближайшие несколько лет менять не собираются. Заработную плату индексировать возможность есть не у всех. А значит, главная причина — в муке. "Конечно, очень конфликтуем с мукомолами, говорим им об этом. Но они ничего сделать не могут. При хорошем урожае у нас в Самарской области, оказывается, сегодня у нас нет зерна. Или его придерживают колхозники. И они вынуждены везти зерно из других областей", — говорит Ерошина.

И вот тут первый парадокс. Зерно новое есть, и много, но его придерживают. И везут старое из других регионов. Тратясь на также подорожавший бензин. "Это всегда происходит на растущем рынке. Продавцы начинают придерживать продажи с тем, чтобы дождаться лучшей цены и побольше заработать денег, — говорит глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Получается, что поставщики зерна, зачастую, играют на рынке. А по-другому — просто спекулируют. Не спешат с поставками, пока растет доллар. Потому что зерно — товар экспортный. И цена его напрямую зависит от иностранной валюты. То есть главное сегодня — остановить подорожание зерна. В Минсельхозе уже об этом думают. "Будем искать инструменты", — говорит министр сельского хозяйства Николай Федоров.

И тут два варианта. Ограничить экспорт, что не очень хорошо — валюта не помешает. И второй вариант — расширить собственный интервенционный фонд зерна. И восполнять недостачи. Что вполне реально.

Ну, а про то, что происходит сейчас, вброс слухов о повышении цен на хлеб, в Федеральном антимонопольном комитете говорят — похоже на молчаливый сговор.
"Крупные компании заявляют в публичном пространстве о том, что они вынуждены повысить цены до определенного уровня. Это является сигналом для всех остальных действовать аналогичным образом. Начинает действовать механизм молчаливого сговора", — рассказывает Анна Мирочиненко.

С этим еще предстоит разбираться. Но уже сейчас ясно одно — оснований для резкого повышения цен на хлеб не существует.