Путь в ад: ЕС забраковал "очень плохой" закон о люстрации на Украине


фото EPA

Венецианская комиссия — экспертный орган Совета Европы — забраковала украинский закон о люстрации. Акт, принятый Верховной Радой и одобренный президентом Петром Порошенко, назвали "очень плохим". На работу над ошибками Киеву дали три месяца.

Венецианская комиссия — экспертный орган Совета Европы — забраковала украинский закон о люстрации. Акт, принятый Верховной Радой и одобренный президентом Петром Порошенко, назвали "очень плохим". На работу над ошибками Киеву дали три месяца.

Масштабная чистка неугодных Киеву слуг народа без суда и следствия — это не евростандарт. Активно подогреваемый украинской прессой визит в Венецию авторов закона о люстрации в итоге не сыграл никакой роли. Внимательно выслушав делегацию во главе с министром юстиции, Венецианская комиссия не просто порекомендовала проделать тщательную работу над ошибками, но и поставила в "еврозачетку" Верховной Рады решительный "неуд", намекнув, что вердикт окончательный.

"Комиссия проанализировала текст закона и выслушала объяснения министра юстиции Украины и украинской делегации. Касательно этого варианта закона выводы окончательные. Мы готовы рассмотреть правки, которые, надеемся, внесет Украина. Но решение по этому тексту закона финальное", — подчеркнула замсекретаря Венецианской комиссии Симона Граната-Менгини.

Недоумение у евроконсультантов вызвал и тот факт, что Киев фактически нарушил устоявшуюся практику: как правило, свои законы на рассмотрение Венецианской комиссии отправляют сами государства, однако за Украину это сделал мониторинговый комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы, который, оказав Киеву услугу, намекнул, что если в течение трех месяцев не будет представлен новый текст документа, "люстраторы" рискуют нарваться на серьезную критику со стороны комитета ПАСЕ.

Председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио: "Окончательное решение Венецианской комиссии таково — закон не годен. Его необходимо радикально пересмотреть и изменить. Необходимо избежать политизации закона. Он не должен стать инструментом мести политическим оппонентам. Люстрация должна проходить в строгом соответствии с Конституцией Украины и европейскими стандартами".

Выводы Венецианской комиссии вызвали заметную панику у сторонников люстрации. Послушно согласившись с критикой и выйдя из зала заседания, группа из депутатов от "Народного фронта", "Самопомощи" и министра юстиции срочно вылетела в Страсбург с целью "пояснить экспертам, что по-другому люстрация в Украине не получится".

"Они изменили риторику с критики на вопросы. Мы получили действительно конструктивную позицию вместо разгромной со стороны Венецианской комиссии. Будем работать дальше", — сообщил министр юстиции Украины Павел Петренко.

Новость о том что "поспешили – и комиссию насмешили" в Киеве прокомментировали в привычном стиле: по словам главы антикоррупционного комитета Рады Егора Соболева, выводы комиссии обусловлены "происками врагов", а предложенный Венецией принцип индивидуальной ответственности на Украине наверняка не сработает: "Был в КГБ — на выход. Не можешь объяснить имущество семьи — на выход. Иначе не получится. Доказывать индивидуальную вину каждого чиновника, милиционера или судьи через наши же суды — это путь в ад".

Евроконсультантов не на шутку обеспокоил не столько сам процесс, сколько методы и цели — документ детально изучили лучшие юристы из 60 стран мира. Вывод один: уволить и считать люстрированным только по решению суда. Соответственно, и обнародовать информацию о запрете занимать госдолжности можно только после этого решения. Вызвал вопросы и слишком широкий перечень подпавших под люстрацию — всего около одного миллиона человек. Непосредственным исполнителем закона должна, по мнению венецианцев, выступать независимая комиссия, а не минюст.

Переживающая новый виток гражданской самоидентификации Венеция также чувствительно отреагировала на выводы своей комиссии – местная пресса уже окрестила обсуждение закона о люстрации "показательным". Пытаясь вырваться из-под крыла Рима, регион Венето, в который и входит "город каналов", следует установленным Брюсселем политическим и дипломатическим нормам, попутно смело выражая свое видение на экономические претензии ЕС – еще в ходе подготовки к общенародному референдуму венецианцы выступали против антироссийских санкций. Выход на перспективный российский рынок по сей день — одна из основных перспектив в списке самого развитого сельскохозяйственного региона Италии, а его губернатор Лука Дзайя не устает напоминать: формула самостоятельности Венето – равенство слагаемых Москвы и Брюсселя.