В Эрмитаже больше нет бахил и желудей

Величайшему музею — Эрмитажу в Петербурге — 250 лет. Первые 225 картин для коллекции купила императрица Екатерина II. Юбилей начали отмечать в день Святой Екатерины, а закончили в день Святого Георгия — красиво и символично. На эти же дни пришелся и юбилей директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Величайшему музею — Эрмитажу в Петербурге — 250 лет. Первые 225 картин для коллекции купила императрица Екатерина II. Юбилей начали отмечать в день Святой Екатерины, а закончили в день Святого Георгия — красиво и символично. На эти же дни пришелся и юбилей директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

В музее побывал президент и в трехмиллионную копилку экспонатов внес новые уникальные работы Карла Фаберже — часы, изготовленные к юбилею бракосочетания императора Александра III с Марией Федоровной, и "яйцо-часы Ротшильда".

Попасть в Эрмитаж мечтают миллионы людей по всему свету. Это — высшая лига музеев.

Каждый раз, когда приближаешься к Зимнему дворцу, не веришь: неужели это чудо действительно наяву? И неужели не только в "Пиковой даме", а на самом деле есть Зимняя канавка между Большим Эрмитажем и Эрмитажным театром? Есть! И неужели в Новом Эрмитаже атланты взаправду "держат небо на каменных руках"? Держат! Правда, при внимательном изучении внутреннего двора Зимнего дворца что-то теперь и не узнаешь, например, современные электронные кассы — веяние времени. Но ведь и еще что-то теперь явно по-другому.

- Михаил Борисович, обнаружилась страшная пропажа в Эрмитаже.

- Неужели? Бывает.

- Во внутреннем дворике на газоне нет ни одного желудя. Это вы продолжаете их собирать?

- У нас уже совсем другой двор. В нем нет тех дубов, которые были, они состарились, поэтому, наверное, желудей нет.

Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский действительно живет музеем с детства. Многолетним директором этого величайшего музея мира был его отец Борис Борисович Пиотровский.

- С каким чувством вы заходите сюда ежедневно? Это дом, рутина или все-таки храм?

- Храм. Но иногда заходишь с рутинным чувством, когда нужно что-то быстро делать. Но потом, когда чуть-чуть проходишь по коридору, вспоминаешь, что это храм и мы должны стараться сохранять в себе это и внушать тем, кто сюда приходит.

- Какой он, идеальный посетитель Эрмитажа? Он существует?

- Идеальный — тот, которого нет. На самом деле идеальный посетитель — это ребенок 6-7 лет. Ему все нравится. Он видит то, что потом, когда будет большой, не будет видеть: и полы и всякие украшения. У него открытая душа. Он воспринимает все, что ему дают, и запоминает надолго. Это идеально.

- Как вы посоветуете посещать Эрмитаж во взрослом состоянии?

- Если первый раз, то походить немножко.

- Бессистемно?

- Если попытаться системно, то это очень трудно. У нас все рассчитано на то, что там справа — Матисс, слева — Рембрандт. А через некоторое время нужно приходить, специально выбирая одно место, одну вещь. Например, на Матисса посмотреть, потом еще два-три зала вокруг и уйти.

Несколько сотен одних только реставраторов и три миллиона экспонатов действительно превращают Эрмитаж в необъятный космос. Возможно, сейчас знакомство с Эрмитажем хорошо начать с новой выставки, посвященной как раз удивительным примерам реставрации.

Несколько непривычно для Эрмитажа видеть в Гербовом зале предметы самых разных эпох, школ и предназначений — от костюма Петра Первого до древнегреческих амфор. Может быть, сейчас надо начинать именно отсюда.

- Есть намоленные здания, в частности, в Московском Кремле. Научно это очень трудно объяснить, но начинает болеть голова. Очевидно, из-за того, сколько всего там произошло. В Эрмитаже почему-то совершенно другая энергетика, хотя 250 лет российской истории, очень плотной, происходило в этих стенах. В чем секрет этого здания?

- Думаю, разница между петербургской и московской Россией.

Что касается политической истории этого здания, то раньше про императорские дворцы по телевизору показывали не сериалы вроде "Екатерины", а отрывки из фильма "Октябрь" Сергея Эйзенштейна про штурм Зимнего в октябре 1917-го. Забавно, но следствием бесконечных повторов отрывков из "Октября" стало то, что в некоторых околоэрмитажных вопросах, бывает, путаются не только москвичи, но даже петербуржцы.

Во-первых, в действительности красногвардейцы преспокойно зашли через другой вход. Во-вторых, наличие орлов с коронами на воротах подчеркивает борьбу с царизмом. Но в октябре 1917 года корон уже не было, свергали-то Временное правительство. Короче, кино.

Сейчас и ворота вновь обрели первоначальный вид (с державными орлами, вензелями), совершенно по-другому выглядит через них Александрийский столп.

За все годы и Александрийский столп, и Алмазный кабинет, и коронационные регалии не раз путешествовали, иной раз вынуждено, как во время наполеоновского вторжения, — тогда их эвакуировали. Иной раз совершенно осознанно, например, в Москву, их привозили на коронации из Зимнего дворца.

Пожар 1837 года. Император Николай Первый принимает участие в спасении ценностей во время пожара в Зимнем дворце. Их выносят к основанию Александрийского столпа, раскладывают на снегу. Самое поразительное — они несколько дней пролежали, и ничего не пропало! Но во время Первой мировой коронационные реликвии были эвакуированы в Первопрестольную, где так и остались. А что Эрмитаж получил взамен?

Классика — "Танец" Матисса из былой коллекции московского Музея нового западного искусства. Матисс теперь здесь везде.

В фирменных магазинах Эрмитажа, где первыми в стране к привычным раньше книгам по очень успешному лондонско-парижскому образцу добавили теперь и сувениры с изображением того, о чем хочется вспоминать ежедневно даже тем, кто до Эрмитажа был от искусства далек. "Это Ван Гог, Рафаэль, Матисс", — поясняет Пиотровский.

- Это что-то новое — газовый шарфик с Матиссом...

- Я ненавижу шоппинг, но здесь скажу, что это замечательно, — признается директор Эрмитажа.

Есть здесь сувениры и для самых маленьких посетителей. Но кое-каких других нововведений в Эрмитаже не будет никогда. Из заветных традиций никто не может для себя снять помещение в Эрмитаже для проведения вечеринок, свадеб и всего чего угодно. А еще в Эрмитаже нельзя заплатить деньги и выставить себя. Но есть и такой вопрос, где Эрмитаж первым из крупных музее России пошел посетителям навстречу: здесь нет бахил.

"Мы их отменяем, это не нужно. Во-первых, это очень хлопотно. Во-вторых, все будут падать на лестницах всегда. В-третьих, это типичный пример того, что не нужно, потому что полы мы реставрировали, они покрыты лаком. Человек должен ощущать себя все-таки немножко как дома. Он не должен плевать и не должен требовать, чтобы ему сделали так, как ему совсем будет удобно, — считает Пиотровский. — Здесь он должен ощущать, что он в этом дворце не чужой, что его не поведут по отдельной дорожке. Поэтому пользы от них нет".

Такой современный и такой классический Эрмитаж продолжает себя бесконечно воссоздавать. Например, к юбилею новую жизнь получил зал, который не пострадал при пожаре 1837 года, но оказался после многочисленных перестроек несколько на отшибе. Здесь открыли выставку восточного оружия. Большую часть седел, уздечек и прочих кавалерийских хитростей гости Эрмитажа не видели несколько десятилетий.

В Эрмитаже – три миллиона единиц хранения!.

- У вас бывает такое, что вы идете по Эрмитажу и вдруг что-то видите и понимаете, что видите это в первый раз?

- Бывает, конечно. Это особенность Эрмитажа.